В истории человечества встречаются необычайно редкие эпизоды прощения супружеской измены великими правителями, которые с легкостью казнили провинившихся соплеменников иногда по мелочному поводу. Римский император Юлий Цезарь произнес классическую фразу «Жена Цезаря выше подозрений», когда ему сообщили о якобы неверности его спутницы жизни. Правитель великой империи был настолько занят государственными делами, что не оставалось времени на личную жизнь, скорее был великодушен к подобным мелочам в жизни тех времен по своему характеру. Через две тысячи лет другой император Петр I уличил императрицу Екатеринушку в сексуальной связи с камердинером, но ограничился лишением общения с ней, в тоже время за измену отрубил голову своей любовнице Марии Гамильтон. Трудно сказать, какие мотивы сохранили жизнь Екатерине, в тонкостях знавшей далеко не ангельский характер супруга, не исключено, что она своевременно приложила руку к его неожиданной смерти.
Чувство прощения - великий дар человеку, нередко в ущерб самому себе, но в большинстве случаев приносящий общественную пользу. Принцип «всепрощения» является одним из постулатов православной религии, запечатленном в библейской притче: «ударили по одной щеке, подставь другую». Он составлял идейную основу концепции «непротивления злу насилием», которую поддерживали и пропагандировали «инженеры человеческих душ» Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. В период революционного брожения в России начала прошлого века конструировались учения о «богоискательстве» и «богостроительстве», в которых находилось место идее «всепрощения» для примирения противоборствующих революционных сил, разделяемой большевиками А.А.Богдановым, А.В.Луначарским, писателем А.Горьким.
С высоких вершин истории спускаемся на прекрасную и грешную нашу землю, где проявление чувства прощения, доброжелательного отношения людей друг к другу составляет одну из основ прогрессивной цивилизации.
В 1970-х годах трогательным хитом звучала песня «Не остуди свое сердце, сынок» (музыка В.Мигули, слова В.Лазарева), один фрагмент которой говорит о личном и общественном значении этого шедевра советского искусства.
Есть городок на огромной планете
Ночью над речкой четыре огня.
Это отсюда давно на рассвете
Ты проводила в дорогу меня.
Вижу тебя побледневшей и строгой,
Скорбные руки и белый платок
Тихо сказала ты мне на дорогу:
"Не остуди своё сердце, сынок!"
Берущие за душу слова преследуют героя песни в аллегорической реке, чистом поле, качнувшейся ветке березы, однако, его поглощают житейские заботы во встречах с добрыми и недобрыми людьми, с яростным миром, в котором все так не просто. Под финал жизни проснулась запоздалая нежность к своей маме, и вспомнил он вдруг обжигающе остро жизненное напутствие: «Не остуди свое сердце сынок!»
Не счесть числа стихов и песен, в которых отдается дань памяти матерям в задушевных словах, адресованных с рождения до пожилых лет от благодарных сыновей и дочерей. В стихотворении «Письмо матери» Есенин сообщает, что он «по-прежнему такой же нежный» и мечтает о приезде в отеческий наш дом. Рефреном звучат напоминания о том, чтобы дети не забывали своих родителей:
Шлите им почаще телеграммы,
Письмами старайтесь их согреть.
Все на свете могут наши мамы,
Только не умеют не стареть.
Каждая мать заботится о здоровье своего потомства, не спит ночами у заболевших маленьких и взрослых детей. По утрам ведет в детский садик и школу, волнуется об их успехах и поведении. Какое удовольствие получают мама и бабушка, когда сын или дочь, внук или внучка приносят в подарок «пятерки» и похвалу от учителей!
Не безразличны родителям дела у детей на работе, не покидает тревога о поступлении в высшее учебное заведение, вплоть до мыслей дать взятку. Много неприятных минут доставит информация, что у дочери или сына расстроились любовные отношения, тем более в случаях близкого бракосочетания. Беспокоится мать о том, как служит ее солдат вдалеке от родного дома, а он не затрудняет себя сообщать об этом, пишет любимой девушке, что скоро вернется, «ты только жди».
Не исчезает материнская привязанность к сыну-преступнику, на судебном заседании не отрекается она со слезами на глазах даже от своего дитя-убийцы, вспоминая, в каких муках рожала его на свет, всякий раз переживала недостойное поведение.
Какая же мораль следует из этих жизненных радостей и неприятностей, если на них посмотреть с позиции материнского наставления «не остудите свое сердце, сынок и дочка». Авторы классических басен не оставили следов на эту пикантную тему потому, что не встретились со своими главными героями - животными, которые интересуются собственной судьбой и не всегда проявляют чувство заботы о потомстве. Лисица озабочена тем, как достать с высокой ветки виноград, волк утащить ягненка, стая псов выгнать его из овчарни. Чувству доброты в баснях места не нашлось, видимо, авторам казалось, что альтруизм не столь уж актуальная тема, на первый план следует выдвигать негативные черты характера.
Отношение бабушек и дедушек к внукам - это особая тема, так как не секрет, что забота о внучатном поколении часто бывает более выраженной, чем внимание родителей. Объясняется данный феномен не только опытом по воспитанию детей, но и инстинктивной озабоченностью о сохранении поколений. Итак, реплика «не остуди сердце» по смыслу равнозначна выражению «не ожесточись», оставайся добродушным в любом возрасте по отношению к другим, даже в ущерб себе, как рекомендуют альтруисты.
Ничего особо нового в данном очерке не имеется, но заповедь «повторенье – мать ученья» никогда не будет лишней, тем более, когда речь идет о таком высоком нравственном чувстве, как забота не только о своем ближнем, но и о каждом, заслуживающем этого, человеке.