Поговорили с минской художницей по стеклу Екатериной Кулешевич, о том, почему стекло – экологичный материал, а также о трендах в украшениях, работе в Академии Искусств и многом другом.
Бренд Happy Glass и особенности работы со стеклом
Катя – художник-живописец, работала и работает со многими материалами, но в последнее время все чаще расписывает стекло. Сейчас – это основное направление ее творчества. Тем более, что художница основала собственный бренд украшений «Happy Glass».
«Я очень люблю этот материал, стекло. Для меня это чистая магия. Я считаю, что стекло – это всегда про красоту, про цвет и волшебство! Когда я вижу витражи, то моё сердце замирает, а ноги сами останавливаются», - говорит художник.
В каком-то смысле стекло – бесконечный материал, говорит Катя. Его перерабатывают постоянно и бесконечно, используя как сырье стеклобой.
Кроме стекла Катя использует в своих работах материалы для пайки, например, тонкие ленты из меди на клейкой основе (техника витражей тиффани), припой и прочее. Иногда в ход идут красивые кусочки керамики, ракушки, натуральные камни.
А еще художница использует для своих украшений сухие растения, цветы, перья и даже интересные раритетные советские марки!
Новую коллекцию она выпустила в соавторстве с ещё одной художницей Марией, используя её авторские картины в виде мини-репродукций и миксуя их с красивым витражным стеклом в разных вариантах.
Материалы для работ в Беларуси достать сложно, потому что почти всё необходимое приходится привозить из Москвы, Питера или с Украины. Обычно она кооперируется с крупными витражистами, что-то перекупает у них. Поэтому таких специалистов немного, а тех, кто занимается авторской бижутерией – считанные люди.
«Сейчас в хэнд-мэйде, как я вижу, популярны оригинальные дизайны, а растительные мотивы – это классика в искусстве, одна из самых частых и красивых тем. Но если опираться ещё и на трэнды моды, то да, сейчас очень актуальны именно цветочные мотивы, большие цветы в ушах или ожерельях, ободки в волосах и пр. У меня есть коллекции с сухоцветами между стёкол, есть витражные розы и другие цветы. Покупают их хорошо, девушки и женщины всегда любят цветы», - говорит художница.
Катерина в основном работает в технике витражей тиффани , но часто использует элементы фьюзинга – запекания стекла в специальной печи при температуре от 800 до 900 градусов по Цельсию. Обжиг с процессом остывания занимает почти целые сутки.
«А еще меня завораживает гутная техника, когда работают с горячим текучим стеклом в стекловаренных печах – это целое отдельное искусство и всегда высокое мастерство мастера-стеклодува», - рассказала Катя.
На украшения из стекла есть определённый спрос и свой клиент, но это не большая часть людей, не масс-маркет. Стеклянные украшения во многом смелый арт.
«Я планирую расширять продукцию и масштаб своего брэнда. Сейчас я занимаюсь расширением команды, потому что мне уже не хватает своих двух рук, ведь я делаю свои украшения от и до абсолютно вручную. Это не сборка из готовых элементов – это воплощение художественного видения автора, начиная от эскиза и заканчивая процессом пайки или тонирования, что тоже всегда получается по-разному, в этом есть свой шарм и эксклюзив» .
Творческие воплощения художницы Катерины Кулешевич
Катерина работает и на заказ. Ей интересно, как художнику, решать поставленные творческие задачи и ей нравится удовлетворять запрос своего клиента. Тем более, что бренд в концепции и по задумке несет радость, поэтому и называется Happy Glass.
Катя также проводит мастер-классы, где каждый может самостоятельно сделать изделие из стекла. Это может быть маленький витраж для интерьера, брошь, колье или сережки. Это процесс непростой и кропотливый. Обычно он проходит в группе до 5-и человек или как индивидуальное занятие. На мастер-классе слушатели учатся резать стекло стеклорезами и пользоваться другим специальным инструментом, точить стекло на шлифмашинке, оборачивать специальной медной тесьмой и потом паять изделие паяльником с припоем с двух сторон.
«Обычно мастер-класс пролетает на одном дыхании и недовольных клиентов там не бывает – люди счастливы что-то создать своими руками, а тем более такую серьёзную вещь, как витраж, и потом её с огромным удовольствием можно носить в качестве аксессуара!», - поделилась Катя.
Недавно Катерину позвали преподавать в Академию искусств, где она училась сама.
«Я люблю делиться и вдохновлять, мне хочется стать хотя бы небольшой частью процесса развития стекольного искусства, или ремесла, чтобы оно жило и в нашей стране. Мне бы очень хотелось стать примером в том, что этим в каком-то интересном для себя ключе можно заниматься, творить в удовольствие, кайфовать от процесса и общения с людьми и радовать других своими творениями. А что ещё нужно художнику для счастья и творческой реализации?) Моя деятельность позволяет мне реализовывать все свои таланты и грани, поэтому это всегда любимая работа, которая в кайф. Можно сказать, что в ней я нашла себя».
Что вдохновляет...
Катя вдохновляется многими художниками, работы которых она смотрит в инстаграм. Особенно она отметила Светлану Михайлову, московскую художницу по стеклу.
«Конечно меня вдохновляют знаменитые художники по стеклу, например, Эмиль Галле – модерновый художник, у него есть очень интересные изделия с травлением, многослойным стеклом, растительными мотивами. Очень красивые работы. Луис Комфорт Тиффани, в честь которого названа техника, в которой я как раз работаю. Он был потрясающим человеком, живописцем. Он настолько хотел достичь живописных приемов в стекле, что он варил потрясающей красоты сами стекла. А потом создавал из них витражные работы», - поделилась художница.
Катя вспоминает, что в советское время на стеклозаводе Неман работало много прекрасных художников, которые в свое время создали золотой век стекла, они делали не только утилитарную посуду на продажу, но и творческие работы. На них ровнялись и в России, и в Украине.
Совсем недавно в Национальном Художественном музее проходила выставка Мурахвера Абрамова.
Автор: Ариадна Кадамская