Импульсивные покупки – это способ снять напряжение, взбодриться и получить мгновенную дозу эндорфинов. Вот только спустя несколько дней приходит осознание, что вещь не нравится, не подходит или просто не нужна. Возвращать товар неловко: одна мысль о том, что придется куда-то ехать и спорить с продавцом, угнетает. После прочтения статьи вы избавитесь от страхов и будете четко знать свои права в вопросах возврата товара.
Возврат или обмен товара надлежащего качества – это законное право потребителя. Чтобы все прошло гладко, нужно только знать некоторые нюансы.
Срок возврата
🛍 Покупки в торговом центре
Если вы приобрели товар в обычном магазине, для обмена у вас есть 14 дней, включая праздники. В этот срок не входит день покупки. Если последний день срока оказался нерабочим, срок автоматически продлевается до первого рабочего дня.
🖱 Покупки в интернете
При дистанционном способе покупки – через интернет, по телефону и т.д. – вернуть любой товар без объяснения причин можно в течение 7 дней. Эту информацию обычно печатают на чеке, потому что продавец обязан уведомить покупателя о сроке возврата в письменном виде в момент передачи заказа. Если информации нет, срок возврата увеличивается до 3 месяцев.
Исключение составляют товары, изготовленные на заказ. Если товар произведен по индивидуальным меркам и по этой причине не может быть продан другим лицам, возврат товара невозможен. Однако, если покупатель выбирал товар по имеющимся у продавца каталогам, в цвете и размере из стандартного набора вариантов, такой товар не считается изготовленным на заказ.
По закону обменять товар можно, если он не подошел по:
🔍 форме
🔍 габаритам
🔍 фасону
🔍 расцветке
🔍 размеру
🔍 комплектации
Используйте одну из этих причин, чтобы продавец удовлетворил ваше требование.
Вы можете обменять товар на аналогичный, например, другого цвета, размера или фасона. Если такого товара нет в наличии, магазин обязан вернуть деньги.
Прежде чем обратиться к продавцу с заявлением о возврате, убедитесь, что соблюдены важные условия:
- товар не использовался и выглядит так же, как до покупки
- фабричные ярлыки и пломбы на месте
- вы можете доказать, что покупали товар в этом магазине (лучше всего чеком)
Если вы совершили покупку в торговой сети, для возврата можно обратиться в любой удобный филиал магазина. Но стоит быть внимательным: у выбранного филиала должен быть тот же владелец, а так бывает не всегда. Например, если торговая точка открыта по франшизе, у магазинов будут совпадать только вывески. Поэтому перед возвратом проверьте юридические данные магазина.
Срок возврата в 14 дней действует только для непродовольственных товаров: одежды и обуви, техники, мебели и т.д. Однако не любой несъедобный товар можно вернуть: исключения перечислены в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12 2020 № 2463. Не получится вернуть предметы личной гигиены, нижнее белье, лекарства, автомобиль, книги, ювелирные украшения, технически сложную бытовую технику и др.
Продавцы не могут по своему усмотрению добавлять товары в список исключений. И даже если сотрудник магазина уверяет, что по закону вы не можете вернуть товар, это не всегда правда. В законе важно каждое слово, поэтому будьте внимательны при его цитировании.
К примеру, покупатель приобрел в мебельном магазине кухонный стол и стулья. Спустя несколько дней он решил вернуть в магазин стулья, т.к. знакомый столяр согласился изготовить такие же за полцены. Продавец отказал в возврате, ссылаясь на то, что мебельный гарнитур входит в перечень невозвратных товаров. Но покупатель сумел доказать, что купленные стулья – отдельная товарная позиция, а не часть гарнитура. Стулья действительно значились в чеке отдельной строкой, а значит, покупатель имел право на возврат.
Как получить деньги за товар?
Если вы расплачивались за покупку наличными, можете получить возврат также наличными или на карту – как вам удобнее. Если вы платили картой, возврат будет произведен на карту.
Как обратиться в магазин с требованием возврата?
Напишите заявление о возврате и передайте его продавцу – лично или по почте. Заявление составляется в свободной форме, но обязательно нужно указать реквизиты покупателя и продавца, причину возврата вещи, свои требования (возврат стоимости), поставить дату и подпись. При себе необходимо иметь паспорт и желательно чек.
Получите у продавца акт или накладную о возврате товара. Храните эти документы, пока не получите деньги. У магазина есть 3 дня, чтобы вернуть деньги за качественный товар.
Если продавец отказывается возвращать деньги
Если продавец не принимает заявление или отказывает в возврате денег, пишите претензию на имя руководителя и параллельно жалобу в Роспотребнадзор. В случае неправомерности действий продавца торговая точка будет оштрафована. Покупатель также может обратиться в суд и даже получить компенсацию морального вреда.
Подведем итог и перечислим пошаговые действия для возврата товара надлежащего качества:
🏷 Не пользуйтесь покупкой, не нарушайте пломбы и не срезайте фабричные ярлыки.
🏷 Убедитесь, что товар подлежит обмену и возврату.
🏷 Соберите доказательства покупки в конкретном магазине. Лучше всего сохранять чек.
🏷 Напишите заявление на обмен или возврат товара.
🏷 Если продавец согласился вернуть деньги, потребуйте акт или накладную о возврате. Храните эти документы, пока не получите деньги.
🏷 Ждите денег три дня.
🏷 Если продавец отказывает в возврате, пишите претензию на имя генерального директора и отправьте жалобу на магазин в Роспотребнадзор.
🏷 Если ничего не помогло – идите в суд.
КБ «Ренессанс Кредит» (ООО)
Теперь вы знаете, что возврат покупок – это просто. Главное – знать свои права. А с кредитной картой «Разумная» банка «Ренессанс Кредит» шопинг стал еще удобнее: в случае возврата товара вам не придется платить проценты по кредиту благодаря длинному льготному периоду в 145 дней. Доставка карты и обслуживание – бесплатно.