Лет десять назад известный прогностик и критик научной фантастики С.Б.Переслегин выдвинул тезис о том, что у правящих элит нет никакого видении будущего. На этом тезисе он и обосновывал далее свои прогнозы.
В реальности же у элит нет образа будущего, которое устраивало бы С.Б.Переслегина. А вот образ будущего, конечно, есть. Можно лишь сожалеть, что в этом будущее нет места тем, кого его образ не устраивает.
Если идти навстречу будущему, а не пытаться навязать ему свои требования и ограничения, то место в будущем тебе найдётся. Где-то на его периферии, на помойках истории найдётся место даже и для тех, кто не вписался в мейнстрим. Безусловный доход, которого хватит на белый булка и тёплый водка, им достанется.
С.Б.Переслегин мечтает в своих «прогнозах» о «тёмных веках» - то есть о ситуации, когда хреново будет не только ему, но и тем гадам, что с ним несогласны и считают его малопонимающим в реальности дедом. В силу этого он ползает по дотолкиеновским «сильмариллионам» 19 века, которые считает «официальной историей» и выискивает там заложенные авторами кабалистические циклы с теми самыми «тёмными веками». Ну а раз что-то есть в высочайше утверждённой фэнтэзи, то оно повторится и в реальности.
Таких «прогностиков», которые строят свои видения на проекции в будущее тех или иных литературных сюжетов, сочинённых авторами, которые не имели и не могли иметь вменяемого технического образования (тогда его не было), много. Интернет полон вангованиями пострадамусов, которые предрекают неизбежные кары богов истории за отступление от марксизма-сталинизма и принципов брежневской социальной справедливости.
Но реальность идёт своим ходом. И максимум что мы можем – это пролонгировать существующие тренды, и тем самым кое-что рассчитать в плане контуров будущего. Знание же литературных сюжетов не добавит к этому ничего.
***
С.Б.Переслегин недавно познакомил нас со своими представлениями и о судьбах Санкт-Петербурга. Начал он с того, что приписал основание города произволу полумифического Петра Первого, как это было принято в династической историографии рода Романовых, а заодно поделился своими представлениями о мыслях московских бояр по этому поводу. Петр первый де имел детское мышление, и потому решил основать город в крайне неудобных болотах.
Любой человек, который имеет представление о логистике, не говоря уже о стратегии, понимает, что до второй половины 19 века логистика целиком шла по воде. Минимальное ознакомление со структурой водных путей Восточноевропейской равнины показывает, что все они имеют единственный выход в Европу – через неудобное, заболоченное, но необходимое устье реки Невы (ранее называвшейся Нёвой, как и нынешняя Ладога – озером Нёво). Даже сейчас многие товаропотоки из Персии в Европу, не говоря уж о потоках с Волги, Северной Двины идут через разводные мосты СПб. Во времена же, когда пути вокруг Африки и суэцкого канала для азиатской торговли не было, вся она шла через это место. Поэтому тут и возник город, когда-то называвшийся Господин Великий Нёвгород, а после разорения Иваном Великим и шведского периода ставший столицей будущей Российской Империи. Впрочем, даже и романовские историки числили Петра основателем крепости-таможни на Заячьем острове (по документам выстроенной при Екатерине II), но никак не основателем города: он им стал в конце 1930-х годов.
Итак, Переслегин предлагает строить план развития города на ошибочных представлениях о его никчемности, не понимая ту роль важнейшего логистического центра для множества стран Евразии, которую он продолжает играть и сегодня. И эта функция столь важна и необходима, что город в этом месте стоял бы даже если бы здесь были не болота, а кратер вулкана.
Затем С.Б.Переслегин знакомит нас со своим вторым открытием - судостроительная промышленность СПб способна строить корабли не выше корветного класса. Я тут не буду спрашивать, в каком городе построены и продолжают строиться фрегаты 22350 проекта. Я не буду обсуждать качество этих фрегатов, но даже если отвлечься от патриотических восторгов по их поводу, они вполне соответствуют мировым требованиям к фрегатам 1 ранга, то бишь эсминцам по старой классификации. Но вопрос – а в каком городе построены самые крупные крейсера нашего времени проекта «Орлан»? Как их-то отнести к корветному классу? Для сочинения ответа на такой вопрос придётся поднапрячь фантазию всех писателей-фантастов СПб, но не думаю, что они вытянут.
Однако, положить это утверждение в разработку программы развития города Переслегин предлагает. По его понятиям, СПб- не макрорегиональная логистическая столица и, соответственно, стратегический акцент половины Евразии, а… культурный моногород вокруг Эрмитажа. Город без роли и неудачно расположен.
***
Насколько это видение соответствует реальности? Каково будущее городов в России вообще и Санкт-Петербурга в частности? Об этом мы поговорим в воскресенье 17 октября в 18:00 мск на вебинаре «БУДУЩЕЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЕГО АГЛОМЕРАЦИИ»
11 окт, 2021
Подпишитесь на телеграмм каналы eugenegilbo shel_gilbo leaderkit