Найти тему

Второй кубинский ракетный кризис, о котором вы не знали. Фидель Кастро VS Анастас Микоян. "Воображаемый закон спас планету"

Сегодня в конце октября мы вспоминаем кубинский ракетный кризис 1962 года как недолгое, но очень взрывоопасное противостояние между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Международный конкурс пристальных взглядов разыгрывался в Атлантическом океане и на берегах Кубы, но как только драма утихла и внимание всего мира исчезло, осталась одна ядерная тайна.

Согласно краткого содержания (к сожалению) в большинстве учебников истории, кризис закончился примерно 29 октября 1962 года, после того как Д.Ф. Кеннеди и генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев сумели договориться о мирном урегулировании. Однако благодаря очередному провалу ЦРУ Советский Союз уже успешно успел переправить на Кубу сто единиц ядерного оружия, и какое-то время после завершения переговоров Хрущев намеревался просто передать их Фиделю Кастро.

Первый кубинский ракетный кризис

Наверное Вы уважаемые читатели канала не один раз слышали или читали о Карибском кризисе 1962 года, но я посмею в данной статье кратко напомнить о данных событиях, прежде чем мы перейдем к сути, указанному в заголовке статьи. Поэтому если кто-то в совершенстве знает эту историю, Вы можете только пролистать фото (если интересно) и сразу продолжить чтение со второй части статьи.

Самолёт-разведчик U-2
Самолёт-разведчик U-2

14 октября 1962 года грядущий кризис был спровоцирован разведывательным полетом над Кубой. Пролетая на высоте 70 000 футов (21.33 км) над поверхностью земли, майор Ричард Хейзер пролетел над маленьким островным государством с включенными мощными камерами своего U-2. По его возвращении разведка изучила изображения и сделала ошеломляющее открытие: советская баллистическая ракета средней дальности Р-12 (по НАТОвской классификации SS-4 "Sandal") с ядерной боеголовкой собирается на кубинской земле.

Ракетные установки в Гуанахае, Куба. Это первое изображение строящейся на Кубе площадки для установки баллистических ракет средней дальности (БРСД). Гуанахай, на западе Кубы, недалеко от Гаваны, находится примерно в 270 милях от Майами, Флорида, и всего в 130 милях от Ки-Уэста, Флорида. (Фотография ВВС США)
Ракетные установки в Гуанахае, Куба. Это первое изображение строящейся на Кубе площадки для установки баллистических ракет средней дальности (БРСД). Гуанахай, на западе Кубы, недалеко от Гаваны, находится примерно в 270 милях от Майами, Флорида, и всего в 130 милях от Ки-Уэста, Флорида. (Фотография ВВС США)

Кастро, пришедший к власти в Кубе всего три года назад, быстро присоединился к Советскому Союзу, позиционируя свою маленькую страну как идеальную площадку для нанесения первого советского ядерного удара. Из-за небольшого расстояния между Кубой и Соединенными Штатами было бы почти невозможно обнаружить приближающуюся ядерную ракету, пока не станет слишком поздно. Советские ядерные ракеты, запущенные с кубинских берегов, почти наверняка найдут свои цели до того, как Соединенные Штаты смогли бы предпринять ответные меры, потенциально ограничивая, замедляя или даже предотвращая способность Америки осуществить ядерные пуски в ответ.

Фидель Кастро, тогдашний президент Кубы, на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
Фидель Кастро, тогдашний президент Кубы, на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

Другими словами, Советы нашли способ склонить чашу весов "гарантированного взаимного уничтожения" в свою пользу, разместив оружие на Кубе - что сделали и Соединенные Штаты, разместив собственное ядерное оружие в таких странах как Турция. Для обеих стран это оружие представляло слишком серьезную угрозу, чтобы оставаться без внимания, и в течение последующих недель Кеннеди и Хрущев оказались в трудном положении, когда им пришлось столкнуться с этой надвигающейся угрозой лицом к лицу, не проявляя слабости и не позволяя двухсторонним отношениям перерасти в полномасштабную войну.

Президент Кеннеди встречается в Овальном кабинете с генералом Кертисом ЛеМеем и пилотами-разведчиками, обнаружившими ракетные объекты на Кубе.
Президент Кеннеди встречается в Овальном кабинете с генералом Кертисом ЛеМеем и пилотами-разведчиками, обнаружившими ракетные объекты на Кубе.

ВМС США быстро установили блокаду, чтобы предотвратить попадание на Кубу какого-либо оружия или оборудования, и 24 октября, когда на горизонте приближались советские корабли, весь мир ждал и наблюдал. Если советские корабли попытаются прорвать блокаду, американские корабли откроют огонь. Малейшей искры хватило, чтобы разжечь мировую войну. Без преувеличения, это противостояние могло положить конец тому миру, каким мы его знали. К счастью, Советы не предприняли никаких подобных попыток прорвать блокаду, и через несколько дней Кеннеди и Хрущев остановили развитие конфликта, прежде чем он мог начаться.

-5

Но на самом деле угроза не миновала. Конечно, Советы согласились убрать свое ракетное оборудование, но поскольку Америка не знала о ядерном оружии, уже находящемся на кубинской земле, Кеннеди не потребовал его вывоза с "острова Свободы".

Когда противостояние закончилось, на Кубе было еще 100 советских ядерных боеголовок

На протяжении переговоров между Кеннеди и Хрущевым Кастро заметно отсутствовал в дискуссиях, что задевало революционера и осложняло его отношения с Советским Союзом. И хотя переговоры Хрущева помешали Соединенным Штатам вторгнуться на Кубу и свергнуть Фиделя, он чувствовал себя настолько обиженным, что Советы начали искать способы умиротворить его.

-6

Однако это была не единственная их проблема. Поскольку Соединенным Штатам не было известно о ядерных арсеналах, уже спрятанных на кубинской земле, Советам пришлось решить, что они будут с ними делать. В кубинский ядерный арсенал входили 80 крылатых ракет с ядерными боеголовками, 12 тактических ударных ракетных комплексов 2К6 "Луна" и 6 ядерных бомб для бомбардировщиков Ил-28. Американцам удалось профукать попавшее на Кубу оружие, но Хрущев опасался, что ему удастся перебросить его обратно незамеченным. Если бы Соединенные Штаты узнали, что Советы лгали о размещении ядерного оружия на Кубе, все эти недели переговоров были бы напрасными, и две сверхдержавы снова оказались бы в тупике. Хрущев не хотел этого больше, чем Кеннеди.

Кубинский лидер Фидель Кастро (слева) встречается с генсеком СССР Никитой Хрущевым в ООН в Нью-Йорке, сентябрь 1960 г.
Кубинский лидер Фидель Кастро (слева) встречается с генсеком СССР Никитой Хрущевым в ООН в Нью-Йорке, сентябрь 1960 г.

Так что, если тайный вывоз оружия с Кубы мог потенциально нагреть холодную войну, Хрущев решил просто оставить оружие Кастро. Это не только уменьшило бы опасения по поводу доставки оружия обратно в Советский Союз, но и дало бы Фиделю огромную военную и стратегическую мощь - то, что наверняка успокоило бы уязвленного лидера кубинского народа. Поэтому Хрущев послал своего второго человека, Анастаса Микояна, чтобы успокоить Кастро и сообщить ему хорошие новости.

Второй кубинский ракетный кризис

Фидель Кастро.
Фидель Кастро.

Микоян прибыл на Кубу 2 ноября 1962 года, через пять дней после того, как мир поверил, что кубинский ракетный кризис закончился мирным путем.

Он знал, что Советский Союз хочет поддерживать прочные связи с Кубой. Дружественное правительство, расположенное так близко к американским берегам, могло бы окупиться бесчисленными бонусами, если бы когда-нибудь разразилась война, поэтому опытный государственный деятель планировал провести несколько недель, работая с Кастро и успокаивая его уязвленное эго. По завершении их совместных жизни он бы объявил о советском плане подарить оружие Кубе, что позволило бы ему вернуться в Кремль на волне доброй воли Кастро.

Все, что ему было нужно, чтобы его план сработал, - это немного времени и компетентный, стабильный лидер, которому можно будет вручить ядерное оружие. К несчастью для Микояна, на Кубе он нашел только одну из этих вещей.

Микоян и Кастро во время встречи.
Микоян и Кастро во время встречи.

В течение нескольких недель Микоян следовал за Кастро, слушая, как он сетует на то, как Советский Союз "продал оборону Кубы". Он наблюдал, как кубинский лидер был возмущен американскими самолетами-разведчиками, пролетающими над его страной - без сомнения, ищущими какие-либо другие признаки ядерного оружия. Микоян, который хорошо разбирался в политике своих врагов в Америке, знал, что оборона США останется на "Defcon 2" (аббревиатура, англ. DEFense readiness CONdition — готовность обороны — шкала готовности Вооруженных Сил США, этот уровень предшествует максимальной боевой готовности) всего в одном шаге от ядерной войны, по крайней мере, до 20 ноября.

В результате, когда он услышал, как Кастро приказал своим силам противовоздушной обороны сбивать любой американский самолет, который они видели, Микоян признал поведение кубинского лидера слишком агрессивным даже по советским стандартам. Если бы Кастро успешно сбил американский самолет, когда США уже находились на Defcon 2, быстро могла бы последовать ядерная война. Что еще хуже, после того, как Советы передали Кастро сотню единиц ядерного оружия, невозможно было предсказать, сколько времени пройдет, прежде чем Кастро возьмёт его в руки. Первый ядерный удар с кубинской территории почти наверняка будет рассматриваться как советское наступление, которое вызовет соразмерный ядерный ответ.

Персонал стратегического авиационного командования интерпретирует разведывательную фотографию во время кубинского ракетного кризиса 1962 года (фото ВВС США)
Персонал стратегического авиационного командования интерпретирует разведывательную фотографию во время кубинского ракетного кризиса 1962 года (фото ВВС США)

Что еще хуже, Кастро приказал представителю Кубы в ООН сказать миру, что Куба обладает запасами тактического ядерного оружия, каждое из которых намного мощнее, чем бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки.

Для Микояна это стало последней каплей. Ему нужно было вывезти ядерное оружие с Кубы и подальше от Кастро, но это сделало его миссию на Кубу еще более сложной. Когда он прибыл, Микоян считал, что передача ядерного оружия Кастро положит конец напряженности между Советским Союзом и Кубой ... но теперь ему нужно было найти способ умиротворить Кастро и спасти мир от ядерного разрушения. Начался второй кубинский ракетный кризис.

Воображаемый закон, который, возможно, спас мир

Анастас Микоян с Джоном Ф. Кеннеди в Овальном кабинете, Белый дом, Вашингтон, округ Колумбия, 29 ноября 1962 г.
Анастас Микоян с Джоном Ф. Кеннеди в Овальном кабинете, Белый дом, Вашингтон, округ Колумбия, 29 ноября 1962 г.

22 ноября, через двадцать дней после первого приезда на Кубу, Микояну пришлось сообщить эту новость. Но прежде чем он смог даже затронуть эту тему, разъяренный Кастро сказал ему, что президент США Джон Ф. Кеннеди только что объявил, что все ядерное оружие было вывезено с Кубы, что подорвало растущую репутацию Кубы как ядерной державы.

Микоян был готов к такой линии допроса, сказав Кастро, что американцы даже не знали о тактических ядерных снарядах, которыми он располагал. Таким образом, Микоян также дал понять, что Соединенные Штаты не оказали на Советский Союз давления с целью убрать ядерное оружие, отвергнув идею о том, что могущественные Советы отступили.

Фидель Кастро (справа) с Луисом Корда
Фидель Кастро (справа) с Луисом Корда

В течение четырех долгих часов Кастро с пристрастием допрашивал Микояна, обвиняя Советы в неспособности эффективно замаскировать ракеты во время их развертывания и в том, что они не сбили американские самолеты-шпионы, наблюдавшие за ними.

Кубинский диктатор воскликнул, что Куба готова умереть вместе с Советским Союзом в ядерной войне с Соединенными Штатами, и он ожидал, что Советы ответят на это взаимностью: "Как вы думаете, кто мы такие? Ничто на левом фланге, нечистоплотное отрепье. Мы пытались помочь Советскому Союзу выйти из сложной ситуации", - якобы сказал Кастро Микояну.

По мере того как разговор продолжался, Кастро перешел от возмущений к торгам. Он подчеркнул тот факт, что американцы не знали об этом оружии и что оно не было включено в официальные переговоры между Кремлем и Вашингтоном.

Когда переговоры не увенчались успехом, он попытался извиниться, объяснив это тем, что оборонительная позиция Кубы стала более ненадежной, чем когда-либо, в результате этой ядерной бесполезной встряски. Кастро утверждал, что теперь ему нужно ядерное оружие, чтобы предотвратить американскую агрессию и возможное вторжение. Конечно, как он мог скрыть оружие от Америки и одновременно использовать его для сдерживания, Кастро не упомянул.

-13

Наконец, Микоян наслушался. Чтобы вывезти ядерное оружие с Кубы, он сказал Кастро, что оставление его там будет нарушением советского закона, запрещающего нации дарить ядерное оружие другим странам. Это была огромная авантюра: такого закона не было, и у Микояна быстро заканчивались отговорки.

Все еще не испугавшись, Кастро возразил: "Значит, у вас есть закон, запрещающий передачу тактического ядерного оружия другим странам? Какая жалость. И когда вы собираетесь отменить этот закон?"
В ответ Микоян мог сказать только одно: "Посмотрим..."

В следующем месяце вся сотня единиц ядерного оружия была упакована в ящики и отправлена обратно в Советский Союз. Америка пережила свой второй кубинский ракетный кризис, но не узнает об этом в ближайшие десятилетия.

Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Также Вы можете прочитать другие статьи канала

Пилоты США и Виски с Содой во французской армии. Эскадрилья Лафайет. "Они рыцари этой войны. Без страха и без упрека"

История неодназначной операции сил специальных операций США. Первый в мире рейд морпехов на субмаринах на атолл Макин.

Burning Man 2021...нет...Renegade Man или План Б. "Добро пожаловать на не-фестиваль, который проходит вместо него"

Игра между ослами и слонами. Бейсбольный матч Конгресса.

Почему Соединенные Штаты не притязали на новые территории или не захватили больше земель после Аляски и Гавайев?

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Спасибо за то что читайте публикацию.

С Уважением.

Куба
288,8 тыс интересуются