Все владельцы-арендодатели мечтают сдать своё жильё быстро, безопасно и по возможности без хлопот. А потенциальные арендаторы хотят снять хорошее жильё по приемлемой цене и тоже рассчитывают на скорость и безопасность. И чаще всего с этими запросами идут к риелторам.
Но теперь на помощь собственникам и арендаторам пришли специализированные сервисы по сдаче квартир. Это явление для нашего рынка довольно новое. Разберёмся, что они предлагают и чем их услуги отличаются от услуг агентов по недвижимости.
Функции риелторов и сервисов
Сравним, какие обязанности берёт на себя каждая из сторон.
Сервис аренды
Начнём с того, что сервис долгосрочной аренды – это не сайт с объявлениями, которые нужно методично прозванивать, чтобы пообщаться с десятком-другим агентов. У сервиса, разумеется, есть своя база квартир, но это только верхушка айсберга. Так, менеджеры Аренда от Яндекс.Недвижимости, заключив договор с владельцем жилья, оценивают квартиру и сами готовят её к сдаче, делают подробные привлекательные фотографии и 3D-тур, составляют объявление и продвигают его на своих площадках в интернете. Они же принимают звонки от соискателей, проверяют платежеспособность потенциальных жильцов, представляют их собственнику, а потом проводят показы квартир и помогают сторонам заключить договор.
Сервис аренды, в свою очередь, остаётся на связи с владельцем и арендаторами на протяжении всего срока аренды и помогает им в решении всех возникших проблем.
Риелтор
Риелторы тоже занимаются поиском объектов и жильцов, принимают звонки и размещают объявления, а также показывают квартиру соискателям.
Но агенты обычно не занимаются подготовкой квартир, хотя могут дать какие-то рекомендации хозяевам. А снятые телефонной камерой фотографии объекта зачастую далеки от совершенства и вызывают много вопросов – в этом легко убедиться, открыв любую базу объявлений. И далеко не все агенты анкетируют и проверяют соискателей, особенно если речь идёт о жилье эконом-сегмента. Риелтор также организует подписание договора аренды, и на этом его функции заканчиваются.
Денежные вопросы
Очевидно, что никто не будет помогать из чистого альтруизма. Вопрос только в том, кто в итоге за всё платит и в каком формате.
Сервис аренды
Для собственников работа с сервисом полностью бесплатна. Но и соискателю жилья не придётся вносить ни депозит, ни единоразовую комиссию за посредничество. Ему нужно будет только каждый месяц оплачивать проживание и коммунальные услуги. Цена, указанная в объявлении, финальная, она уже включает и комиссионные сервиса, и стоимость страховки на случай каких-либо неприятностей – как правило, платить на 2–3 тыс. ₽ в месяц комфортнее, чем разом отдать 2–3 стоимости квартиры.
Риелтор
Агенты по недвижимости сотрудничают с владельцами квартир чаще всего тоже бесплатно (хотя варианты возможны в дорогих сегментах жилья), поскольку они получают комиссионные от арендатора при заключении сделки – как правило, в размере одной месячной платы.
Будущие жильцы также обычно выплачивают собственнику страховой депозит (в том же размере) на случай порчи имущества и вносят собственно плату за первый месяц. То есть по сути кошелёк арендатора «худеет» сразу на круглую сумму в три месячных платы.
Страховка и депозит
О разнице между страховкой и залогом (страховым депозитом) стоит рассказать отдельно.
Сервис аренды
Если квартира сдаётся через сервис долгосрочной аренды от Яндекс.Недвижимости, депозит заменяет страховка, стоимость которой включена в ежемесячную плату. Она вполне подъёмна для арендатора, при этом позволяет ему не платить единоразовый большой залог. Для владельца это тоже удобно: сумма страхового покрытия – до 1,4 млн руб., а среди страховых случаев – залив соседями или самими жильцами, порча мебели или техники, внезапный выезд квартирантов (в этом случае компенсируется до одного месяца простоя квартиры).
Риелтор
В 95% случаев собственник берёт с жильцов залог в размере 1–2 стоимости аренды за месяц. Независимо от того, сдаёт он сам или через риелтора.
Залоговая сумма, она же страховой депозит (её иногда ещё называют «платой за последний месяц»), выплачивается арендатором владельцу практически всегда, если он сдаёт квартиру самостоятельно или через риелтора. Подразумевается, что из этой суммы будут компенсированы расходы владельца в конце срока аренды, если жильцы, например, испортили мебель или не оплатили «коммуналку».
Если никакого ущерба имуществу нет, и владелец не имеет претензий к квартирантам, то при расставании он должен вернуть им залог. Но так бывает редко. Обычно владельцы не держат залоговую сумму в неприкосновенности до выезда жильцов, она идёт в счёт оплаты последнего месяца проживания. Но это спорное решение. Во-первых, может случиться, что страховой суммы не хватит на покрытие ущерба и задолженностей. Во-вторых, залив, поломка или неоплата коммунальных услуг могут произойти именно в этот последний бесплатный месяц. Получить адекватную компенсацию от выехавших из квартиры арендаторов бывает непросто.
Организационные вопросы
Это самый неожиданный пункт: сервис аренды не бросает собственника и жильца и после подписания договора. В отличие от риелтора.
Риелтор
Сдаёт ли собственник квартиру самостоятельно или с риелтором, после заключения договора все бытовые, организационные и прочие вопросы он решает с жильцами самостоятельно: от контроля оплаты проживания и услуг ЖКХ до починки унитаза.
Сервис аренды
Сервис всё это берёт на себя. Собственно, после подписания договора аренды владелец и жильцы могут вообще не встречаться и общаться только через менеджеров «Яндекс.Аренды». Они будут помогать арендаторам в решении бытовых вопросов и напоминать жильцам об оплате счетов и проживания. И никаких обязательных встреч с хозяевами, созвонов и расписок — ежемесячные платежи жильцы оплачивают картой через личный кабинет. А если квартиранты съехали, сервис оперативно начнёт искать новых.
Приходится признать, пока что сервис аренды выигрывает по всем пунктам. Главный минус на данный момент – сейчас в работу берутся только квартиры Москвы, Питера и – частично – их областей, а также Новосибирска и Екатеринбурга.
Переходи на страничку Яндекс.Аренды, менеджеры берут на себя всё: от составления объявления и поиска подходящих жильцов до коммуникации с ними после заселения. А простой квартиры до 1 месяца оплачивается. Листай и оставляй заявку.