Найти тему
Калуженина Алиса

Чем сетевой бизнес похож на нормальный

Мои впечатления от общения с девочковой командой сетевой компании DoTerra.

Напомню историю – я сижу в большом доме, тухлю из-за осени, кутаюсь в плед, пью травяной чай и жгу свечки уже пару недель – хандрю немного. И тут я увидела в сториз у @facemassage_expert, как она полюбила эфирные масла, как она наливает их в диффузор, и как это все классно пахнет.

Мне тут же захотелось эти масла себе. И оказалось, что это дорогие эфиры компании DoTerra и они продаются методом прямых продаж, а я с ним никогда близко не сталкивалась. Поэтому мне тут же вдобавок к вонючкам для дома захотелось и в этой модели бизнеса поразбираться.

Поэтому я с удовольствием зарегистрировалась в компании и заказала набор эфиров. Без регистрации купить нельзя. Но при регистрации можно указать, что ты просто продукцию покупать хочешь, и никто к тебе не полезет и не будет предлагать становиться продавцом.

Но можно и пообщаться с девочками, которые занимаются этим бизнесом всерьез. Я предупредила девчонок, что я еще тот потрошитель и спросила разрешения писать о своих впечатлениях. И они меня сейчас читают))

Что я увидела.

Эфирные масла – продукт специфический, это вам не стиральные порошки или страховки, поэтому вокруг них собирается сообщество со своим собственным характером и родом занятий. Юля, у которой в сториз я увидела эфиры, - массажист. А Таня – лидер этой ветки сети – преподаватель йоги. У них весь образ жизни связан с красотой, йогой, здоровьем, и продукт – органичная часть этой жизни. Эфиры дополняют массаж и йогу и наоборот.

Мне это кажется очень логичным и нормальным. Вокруг них есть те самые люди, которым хочется использовать эфиры. То есть у них есть рынок сбыта. И продажа эфиров делает их основной бизнес более маржинальным – повышается средний чек с клиента. То есть клиент приходит на занятие йогой и не только занимается, но еще и покупает масло. Это прекрасное дополнение к бизнес-модели.

Таким же способом повышают свой средний чек, например, заправки Газпромнефти – продавая все от газировки до носков. И заправки Газпромнефти вроде бы являются самой большой сетью кофеен сейчас.

И, наверное, кроме массажистов и учителей йоги, еще разные специалисты могли бы повышать свой чек за счет эфиров. Нууу, психологи? Спецы по маникюру? Кто еще?

Если бы мои бармены решили делать бизнес, продавая эфиры DoTerra, то это был бы лютый идиотизм. А тут все логично.

Очень прикольно было видеть энтузиазм Тани @dobroklonskaya и очень деловой подход. Он рассматривает весь этот бизнес не как сбор сети продавцов, а как компанию с разделением труда. Поясню.

Под нее подписаны в виде пирамиды человек 15, и среди них есть

- специалист по инстаграм, девочка помогает всем остальным с продвижением в инсте (кстати, специалисты по инсте тоже так могут свой средний чек повышать),

- бухгалтер, девочка помогает всем с юрвопросами,

- сама Таня занимается рекрутингом – по сути подбором персонала и вводом в должность, то есть кто-то из их ветки нашел нового дистрибьютора и не сам с ним как-то справляется, а Таня его адаптирует.

Это реальное разделение труда с теми же бизнес-процессами, которые есть в других микро-бизнесах.

Тут есть большая особенность, конечно, - нет юридического лица, где все могли бы быть в штате, нет оформленных трудовых отношений. Но, эээ, в микро-бизнесах так оно и бывает.

И еще прикольно, что во всю эту игру девчонки могут поиграть по сути бесплатно. В настоящем магазине ты вкладываешь деньги в помещение, товар, платишь людям зарплату. А тут вся инфраструктура и товар берется со стороны. Получается продавать и рекрутировать людей – есть деньги. Не получается – пошел дальше.

Чтобы маленький бар открыть в Москве, например, надо 6 млн. минимум сразу.

В общем, если у вас есть доступ к потребителям недешевых эфирных масел, то сотрудничество с DoTerra мне кажется хорошей идеей.

Но это пока не финальный вывод. Это первое легкое впечатление.

Пока по этой бизнес-модели горят критичные вопросы:

- есть ли вообще емкий рынок дорогих эфиров в РФ (я не видела статистику девчонок – сколько им удается продавать),

- система вознаграждений – какие там планы по продажам и какая система бонусов – реально ли это вообще, я еще не успела это проанализировать,

- что там с правовыми вопросами – можно ли поставить витрину с эфирами в своем косметическом кабинете и продавать как в магазине, например, или только по подписке со всей волокитой, и какие налоги и как нужно платить с получаемых бонусов,

- что там по сектанству, прославленным зомби-тренингам сетевиков и харизматичным лидерам.

-

В общем stay tuned.