Приветствую каждого. В этой статье расскажу о том, как переболела ковидом я (спойлер - довольно легко) и какие последствия случились со мной после (ещё один спойлер - постковид для меня оказался страшнее ковида), как я с ними справлялась и училась жить с новой собой. Надеюсь, моя статья сможет кому-то помочь.
Всё произошло очень быстро, в обед я ещё прекрасно себя чувствовала и собиралась на тренировку, а к ужину уже была абсолютно заболевшей. Первое, что я почувствовала, было странное #давление в груди. Как будто на грудь положили тяжелючий камень и ещё придавливают им. Я совершенно не понимала, что происходит, но чувствовала себя всё хуже, начал волноваться муж и измерил мне давление, оно оказалось в норме.
Как я болела ковидом?
Я не чувствовала жара, но, когда измерила температуру, она оказалось уже почти 38. Ещё через полчаса #температура поднялась ещё на полградуса и продолжала расти. Стало понятно, что я заболела, и что это точно не “на погоду”. Но больше никаких симптомов не добавлялось, только становилось всё тяжелее в груди. Я написала близкому другу, врачу доказательной медицины, он хоть и невролог, но работал как раз в больнице, куда везли ковидных больных. Он сразу заподозрил, что я все-таки поймала «модную» ныне #болезнь, велел следить за сатурацией, оставаться дома и, если будет хуже, вызывать скорую. Сразу оговорюсь, я работаю на себя, мне не нужны больничные листы, и практики вызывать терапевтов из поликлиники в нашей семье особо нет, ибо никакого другого толка от этого действия, как правило, тоже нет. #Тесты на #ковид на тот момент делали буквально в нескольких местах в городе, с огромными очередями, и мы решили, что делать пока что не будем.
Сестра купила “прищепку” для измерения сатурации, которая оказалась в норме и оставалась такой “всю дорогу”. Я лежала, много пила, сбивала температуру, которая лезла всё выше и чувствовала себя просто ужасно, но для больного ковидом (на тот момент предположительно) вроде, как и ничего. Ещё через день пропали запахи, и сомнений уже почти не оставалось. Когда наступил уже четвёртый день, а температура всё ещё поднималась высоко, было решено делать КТ и начинать принимать #антибиотики.
На КТ быстро было не попасть, даже за деньги. Так что прошло ещё дня два, прежде чем #Ковид-19 мне подтвердили по снимку. Однако поражение лёгких было совсем небольшим, я продолжила лечиться дома, температура приходила в норму и даже запахи постепенно начали возвращаться. Стали появляться силы самой себе приготовить еду или сходить в душ и, казалось, всё идёт на поправку. К сожалению, мне это только казалось.
Первые осложнения ковида
Как только я начала более-менее перемещаться по квартире, я поняла, что потеряла ощущение себя в пространстве. В самом буквальном смысле. Я врезалась в дверные проёмы, постоянно не вписывалась в повороты, сбивала различные предметы, разливала чай из кружки, рассыпала еду из тарелки и вся ходила в синяках. Мисс грацией я не была никогда, знаменитый слон в посудной лавке – не иначе мой далекий родственник, но не до такой же близкой степени родства! Раньше каждый вечер я делала блок упражнений для растяжки и баланса, сейчас же просто оторвать одну из стоп от пола и остаться стоять на одной ноге казалось невыполнимым абсолютно.
Я перестала спать. И это было не стандартным “перепутала день с ночью”, о, нет. Я лежала, жутко желая уснуть, мне было невозможно плохо от усталости, но уснуть я не могла. Если же засыпала, сны были такими, что лучше бы не спала. Треш и безумие с жутчайшей нервотрепкой.
Я задыхалась даже при обычной скорости ходьбы, не в горку, по ровной дороге. Это при том, что уже давно тренировалась, в том числе выполняла функциональные тренировки, во время которых #пульс на протяжении всей тренировки держится около 160 ударов в минуту, и мне это было привычно, а тут простая прогулка по соседним дворам вызывала лютую одышку.
Что происходило с нервами и психикой?
Я постоянно была разбита. Наглухо. Мне не хотелось ничего вообще, кроме как жить под одеялом, не покидая его совсем, даже ела я в постели. Но это еще ладно. Хуже всего было с нервной системой.
Такой истеричкой, как в этот период, я не была никогда в жизни, даже в самые страшные её периоды. Бедный мой сын, как он натерпелся! Стыдно невозможно до сих пор. А помимо истерик периодически накрывало жуткой бетонной плитой, чёрной-чёрной тучей безысходности, обреченности. Всё плохо, и хорошо уже не будет. Вот именно эта эмоция и дала мне понять, что происходит что-то совсем ненормальное, не характерное для меня, ведь я никогда так не мыслила и вообще не была склонна к пессимизму. Я тревожный псих - да, но к депрессивным состояниям склонности не было никогда. А тут ещё и стали острее проявляться навязчивые мысли. И я поняла - мне нужна помощь.
Начало постковидной реабилитации
Когда мы разбиты и беспомощны, мы обращаемся к тем, кому больше всего верим. Я сама -сертифицированный нутрициолог, постоянно сотрудничаю с врачами из мира доказательной медицины и отслеживала имеющиеся данные по постковиду, но никто, никто не может лечить сам себя, особенно когда находится в таком состоянии.
Поэтому я написала двум людям - моему дражайшему другу неврологу и тренеру по фитнесу, который меня вёл. Неврологу (Кириллу) рассказала о навязчивых мыслях, бессоннице, потере координации и т.д., а тренеру про абсолютную неспособность возвращаться к нормальным тренировкам, одышку, истощение и прочее.
После нескольких консультаций нами с Кириллом было принято решение, что пришло-таки время вводить в схему моего лечения антидепрессанты. Знаете, очень у многих людей жуткое предубеждение про эти препараты, и я, наверное, ещё напишу отдельную статью, в которой расскажу подробнее о моём опыте и о том, как возросло качество моей жизни и жизни моего ребёнка, благодаря им. Но сейчас не об этом. Разумеется, введение подобных препаратов должно быть очень аккуратным, внимательно подбираться и подконтрольно употребляться. Важно быть готовым, что может не получиться подобрать комфортный препарат с первого раза, но мне повезло, и мы сразу удачно попали. Отдельным бонусом было то, что подобранный мне препарат оказывал некоторое обезболивающее действие, а у меня есть проблемы с суставами, которые от постоянного лежания и отсутствия адекватных нагрузок только нарастали, так что я была рада подобному эффекту. Но самое главное, что я стала несколько спокойнее. Из моей жизни ушли истерики, ушли навязчивые мысли. Немного позднее я обратилась к психиатру и вместе, уже добавив терапию, мы достигли ещё большего, однако на тот момент восстановления просто снова взять контроль над своей психикой было невероятно важно. Что в большей степени повлияло на координацию - таблетки или другие мои действия, о которых расскажу ниже, - сказать сложно, но вполне возможно, что и с балансом и координацией стало лучше не без участия антидепрессантов. И да, я умышленно не называю препарат, который я принимала тогда и принимаю до сих пор, чтобы никому не пришло в голову пойти и самовольно его себе купить (хоть это и рецептурные препараты, но сейчас несложно достать что угодно, не имея рецепта).
Задачи физической реабилитации
Тренер же установил следующие правила на период реабилитации:
- Каждый день обязательно ходить. Как только 1000 шагов стала посильной, начинать ходить по 1200 шагов. 2000 осилила - переходи на 2500 шагов. И т.д. Постепенно наращивая. Стало похуже? Погода? Давление? Пройди сколько можешь, только не ври себе и не халтурь.
- Возвращать привычные ритуалы в жизнь. Я делала зарядку по утрам и растяжку по вечерам. Пусть не в полную силу, но возвращаем эти упражнения. Суставная гимнастика доступна даже людям в очень трудных состояниях, а растяжка может выполняться по силам. Пусть 5 минут, пусть легонечко, но снова делаем каждый день, как было до болезни.
- Не можешь выдерживать #тренировки - делай по одному упражнению в день. Посильному. Столько подходов и повторений, сколько можешь. Но делай! Это правило вообще было ключевое, делай сколько можешь, но обязательно делай каждый день.
Так, постепенно, день за днём я стала возвращать себе способность хоть помаленьку активничать и как-то более-менее адекватно жить. Конечно, всё это было невозможно даже сравнивать с тем, что я могла до болезни. И вот тут очень важный вопрос всплывает - #смирение. Постоянное сравнение, какой ты был, и какой ты сейчас, - не помогает реабилитации. Оно ничего не даёт, только травит душу и убивает мотивацию. Важно постараться как можно быстрее принять: всё, это уже произошло, ты заболела, теперь у тебя нет столько сил, ты плохо спишь и т.д., смирись и работай с тем, что есть. А сравнивать стоит состояние неделю назад и сейчас, месяц назад и сейчас. Радоваться даже самым маленьким успехам.
На антидепрессантах и с ежедневными прогулками сон стал постепенно нормализовываться, но полностью не восстановился до сих пор, наверное, уже никогда и не восстановится. Периодически я спасаюсь препаратом Мелаксен (это мелатонин – гормон сна, который в норме вырабатывается в организме в темное время суток. Ковид, видимо, нарушил в моем организме его выработку). Если совсем не получается стабилизировать сон, неделю или две приёма препарата и поддержания режима - и сон удавалось стабилизировать. И вот мы плавно подбираемся к ещё одному очень важному условию - образу жизни.
Мой образ жизни во время постковида
Только соблюдая разумный и устойчивый режим жизни, мне удалось начать восстанавливать трудоспособность. К режиму жизни относятся не только график сна и наличие прогулок. Не менее важную роль имеет контроль за балансом режима труда и отдыха. Раньше я постоянно позволяла себе работать “запоями”, на износ, особенно когда это было оправдано какими-то супер-целями. Теперь подобные “фортели” могли приводить к длительной потере эффективности, а потому хоть “гори оно всё огнём”, а обязательные перерывы в работе в течение дня, свободные вечера перед сном, наличие полноценных выходных. И контроль питания - это прям остро необходимая история.
Ковид “жрёт” наши мышцы. В самом буквальном смысле, мы теряем вес во многом именно мышечный, поэтому очень важно питаться потом без профицита калорий и с хорошим содержанием белка в рационе, чтобы восстанавливать именно мышечную массу, а не жировую. Учитывая, что полноценные физические нагрузки нам в этот период недоступны, крайне важно не начать поедать всё, что под руку попалось, на радостях от возвращения вкуса.
Кстати, вкусы изменились. Не так радикально, как рассказывают многие, что не могут после болезни есть мясо, например. Но раньше я не любила тыкву ни в каком виде, а тут стала есть её и запеченную, и оладушки делать с ней, и пироги. В целом, я придерживалась классических правил здорового питания с акцентом на белок, но давайте расскажу вам подробнее, лишним не будет.
Вот какие правила питания я для себя выработала:
- Есть только тогда, когда действительно ощущаешь голод. Не желание пожевать или порадовать себя, а желание питательных веществ. Это не значит, что радовать себя нельзя совсем, разумеется.
- Мой рацион примерно на 50 процентов состоял из углеводов (злаки, бобовые, овощи), примерно 25% белка и 25% жира. Это чуть увеличенное количество белка за счёт немного урезанного количества жира.
- Обязательно каждый день не менее 400 г овощей и фруктов, за исключением картофеля. Нет, не потому что картофель есть не нужно, а потому что картофель и его аналоги – это, по сути, “овощная крупа”, то есть выполняет другую функцию в питании.
- Каждый день - цельнозерновые, бобовые продукты, картофель (не всё вместе, а что-то из).
- Молочные продукты невысокой жирности, творог, сыр. Всё это - отличный источник белка, достаточно легкий для переваривания.
- Отказаться от жирного мяса полностью, сократить количество красного мяса в рационе. Отдавать предпочтение курице, индейке, кролику, рыбе.
- В каждый приём пищи обязательно включать белковый продукт. Это единственный эффективный способ не допустить дефицита белка, плюс к тому это продлевает чувство насыщения.
- Не ограничивать себя в порциях, но стараться есть не быстро, чтобы успеть почувствовать насыщение. Останавливаться, как только наелась, не жалея еду, не пытаясь всё доесть. При этом брать добавку, если чувствую, что голод сохраняется.
Мои выводы из пережитого
Что хочется сказать в качестве резюме. Проблемы со здоровьем у меня остались до сих пор. Более того, всплывают всё новые. На ЭКГ выявлены отклонения, которых не было раньше, сосудистая система “уехала” вся, скачки (точнее падения) давления стали чаще и сильнее, даже зрение просело. Врачи разводят руками - “постковид”. Этим словом теперь объясняется всё, что объяснить сложно. Я очень надеюсь, что постепенно ученые все-таки разберутся, как помогать восстанавливать организм после ковида, но для себя я сделала однозначные выводы. Только осознанный подход к себе, действия шаг за шагом, капля за каплей, только правильно выстроенные приоритеты помогут вернуть себя.
Не могу сказать, что работоспособность и эффективность вернулись полностью, и я не пытаюсь уже стремиться к прежним планкам, живу настоящим. Но однозначно, качество жизни в период после болезни и сейчас - несравнимы. И я убеждена, что добилась этого именно системными разносторонними действиями в поддержку своего организма.
Кстати, к тренировкам я вернулась где-то через два месяца после начала реабилитации. К полноценным функциональным не вернулась в принципе, пришлось поменять стратегию работы с телом. Отдельно силовые упражнения (причём я не просто вернула свои прежние показатели, но и добилась улучшения), отдельно – кардио-нагрузка. Функциональные тренировки мы пока отложили, а теперь я жду малыша и это сейчас совсем не актуально.
Берегите себя!
Текст: Полина Гольник