Найти тему
ForPost. Лучшее

Методичка «Скифское золото»: сколько еще ценностей может потерять Россия

Считать ли вердикт суда Амстердама экстраординарным, или «можем повторить»?

Апелляционный суд Амстердама постановил передать «скифское золото» Украине 
Фото: коллаж ForPost / Неонилла Кудрик
Апелляционный суд Амстердама постановил передать «скифское золото» Украине Фото: коллаж ForPost / Неонилла Кудрик

Кейс «со скифским золотом» обозначил важную проблему: насколько безопасно сегодня организовывать выставки в недружественных странах и насколько велик риск потерять другие ценные для страны экспонаты.

Задуматься стоит

Напомним, два гарнитура украшений из драгметаллов, относящихся к V в. н. э., а ещё керамика и скульптура были отправлены на выставку «Крым: золото и секреты Чёрного моря» в музей Алларда Пирсона в Амстердаме в феврале 2014 года.

После референдума и воссоединения Крымского полуострова с РФ российская и украинская стороны по отдельности потребовали вернуть коллекцию.

На этой неделе апелляционный суд Амстердама счёл «скифское золото» из крымских музеев собственностью Украины и постановил передать его Киеву. Там пока не определили место для хранения экспонатов, возможно, коллекцию поместят в собор Святой Софии.

Член Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко уверена: решение апелляционного суда Амстердама незаконное, нарушает все допустимые международные нормы и из него «следует извлечь несколько уроков».

В беседе с журналистом ForPost Драпеко сказала, что, по её мнению, Минкульту РФ нужно усилить юридическую службу, и очень внимательно следить за тем, что и куда вывозится.

Сегодня нужно быть очень осторожным при заключении договоров (по выставочной деятельности) со странами, которые к нам не очень хорошо относятся», — сказала Драпеко.

Ещё по теме: В Европе засекретили место хранения золота из музеев Крыма

Главный хранитель Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына Марина Смертина заверяет: после появления кейса «Скифское золото» государство приняло ряд мер, чтобы избежать политического захвата экспонатов, представляющих культурную и историческую ценность для нашей страны.

Золото и керамика, которую мы потеряли?
Золото и керамика, которую мы потеряли?

Например, Минкульт РФ разработал перечень документов для отправки объектов культурного наследия за рубеж. Все экспонаты обязательно страхуются. Принимающая страна предоставляет письменную гарантию об их физической неприкосновенности.

Культура должна находиться вне политического поля, поэтому отказываться от зарубежных выставок всё-таки не стоит.

Мы долгое время работаем с зарубежными партнёрами, и пока никаких проблем не возникало. Напротив, специалисты реагируют очень быстро и оперативно. В зарубежных музеях работают профессионалы», — рассказала ForPost Марина Смертина.

Как пример она привела прошлогоднее возвращение экспонатов, которые находились в одном из австрийских музеев с 1943 года.

Все ценности «были в прекрасном состоянии», документы сохранены, передача состоялась по инициативе австрийской стороны.

Вместе с тем, ситуация со скифским золотом из ряда экстраординарных. Поэтому отказываться от культурного обмена не стоит», — считает эксперт.

Читайте по теме: Самое странное возвращение скифского золота в Крым

Без паники

С её мнением согласен вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Он уверен: ценные экспонаты можно без опаски вывозить из страны, ведь в странах, куда вывозят экспонаты из России на выставки, до сих пор не происходило смены государственной принадлежности.

Юристы детально прорабатывают документы по условиям нахождения объектов, представляющих для России культурную, историческую ценность.

Я не думаю, что возникнут серьёзные изменения, связанные с организацией зарубежных выставок», — сказал ForPost Макаркин.

Он не разделяет позиции Драпеко о том, что российским музеям нужно задуматься над организацией зарубежных выставок.

Макаркин считает, что депутаты часто руководствуются риторикой Михаила Горбачёва — «усилить и углубить», поэтому и появляются предложения об усилении юридической службы Минкульта.

Политолог уточнил, что пока ещё не было ни одного случая, чтобы были арестованы какие-то экспонаты.

Выставки проходят абсолютно спокойно, согласно зафиксированным условиям, в которых прописано: «Экспонаты не могут быть арестованы по иску государства».

Ситуация со «скифским золотом» всё-таки экстраординарная, убеждён эксперт.

В то время, когда эти экспонаты вывозились в Голландию, Крым был в составе Украины. Когда экспонаты нужно было возвращать, он уже находился в составе другого государства, — напоминает политолог.

Также по теме: В Херсонесе с болью восприняли решение по «скифскому золоту»

Что дальше?

Директор Центра политической информации Алексей Мухин уверен: «Скифское золото в вороватых ручонках долго не задержится».

Вскоре «его нужно будет искать на аукционах в ЕС и США», написал политолог в Twitter.

В свою очередь Марина Смертина считает, что подобные заявления «делаются для нагнетания обстановки». Она подчеркнула: европейские музеи «относятся к чужим музейным ценностям, как к своим».

Предметы, переданные для экспозиции, юридически будут числиться за крымскими музеями. Снять с учёта драгоценный металл не так просто. Поэтому власти будут предпринимать попытки вернуть «скифское золото» в Крым.

Сложившаяся ситуация настолько экстраординарная, что голландцы сами не знают, что делать с ценными экспонатами.

С одной стороны, это предметы музейные, с другой стороны — это музейный фонд, который принадлежит государству. Государство поменялось, «скифское золото» зависло», — сказала Смертина.

Она добавила, что этот вопрос должны решать юристы-международники и дипломаты.

Фото: nos.nl
Фото: nos.nl

По мнению Алексея Макаркина, шансы отстоять справедливость в голландском суде минимальны: рассмотрение дела по существу завершено.

Были пройдены две инстанции: первая и апелляционная, осталась кассационная — но в этой инстанции «рассматриваются только процессуальные нарушения».

Теперь юристы должны доказать, что при рассмотрении апелляции были нарушены процедуры голландского суда. К примеру, не были заслушаны важные свидетели.

Опытные юристы делают так, чтобы при рассмотрении кассационной жалобы таких нарушений не было обнаружено. Вполне закономерно, голландскому суду не хочется, чтобы его решение было поставлено под сомнение.

Вместе с тем, теоретически, в кассационной инстанции отменить решение по «скифскому золоту» можно. Однако, доказать, что были нарушены какие-то процедуры практически очень сложно, — пояснил политолог.

Поделитесь этой новостью с друзьями.

ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!