Найти тему
Притамбовье

Как ребёнку преодолеть психологическую проблему с помощью сказки

Дети, как и взрослые, подвергаются различного рода проблемам и стрессовым ситуациям. Но если взрослый в силу своего опыта зачастую знает, как преодолеть ту или иную жизненную трудность, ребёнок, только-только начинающий познавать этот мир, перед проблемами оказывается беспомощен.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
— Психологические проблемы есть у многих современных детей, — говорит психолог Юлия Макарова. — И нередко им приходится сталкиваться с ними постоянно. Кто-то может решить их быстро и легко, так как набрался уже какого-то опыта. А есть дети, которых преследует одна и та же проблема, а как решить её, они не знают. Такие дети нуждаются в помощи близкого человека или специалиста.

Юлия как раз является таким специалистом. Помогает она детям и взрослым не долгими беседами «по душам», а… сказками.

Фото: личный архив Юлии Макаровой
Фото: личный архив Юлии Макаровой

Сказкотерапия является направлением практической психологии, использующим сказки и истории в качестве инструмента воспитания и психологической помощи. Юлия Макарова как творческий человек заинтересовалась данной методикой ещё в университете, во время написания дипломной работы. После обучения Юлия начала применять сказкотерапию на практике: сначала помогала сказками сыну, когда у него возникали какие-то трудности, а потом начала предлагать помощь и другим детям и взрослым.

По следам сказочного героя

Терапия сказкой может оказаться полезна, если у ребёнка наблюдаются такие проблемы, как трудности в общении, поведенческие проблемы, ночные кошмары, боязнь темноты, врачей и так далее. Но как она работает?

— Через сказку очень легко передать какую-либо информацию или решить ту или иную ситуацию, которая беспокоит ребёнка, — объясняет психолог. — Дети сравнивают себя с персонажами, учатся решать свои проблемы так же легко, как герои сказок, воспитываются на добрых поступках и просто узнают много нового и интересного.
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Для каждой психологически травмирующей ситуации пишется своя сказка. Подстраивается она и под ребёнка. Терапевтическая сказка должна отвечать интересам и вкусам человека, на которого она нацелена, что обуславливает индивидуальный подход к её написанию.

— Есть несколько подходов к работе над сказкой. Первый, это когда родители заполняют анкету, в которой указывают имя ребёнка, возраст, проблему, его увлечения и интересы, а также его любимых персонажей, допустим, из мультфильмов. После анкета изучается специалистом, и начинается написание сказки. Затем она отправляется родителям, которые читают её ребёнку и тем самым положительно воздействуют на него, — рассказывает Юлия о методике создания сказки.

Можно также поручить написание сказки самому ребёнку, естественно, с помощью специалиста или взрослого. Когда сказка готова, начинается разбор тех проблем, с которыми столкнулся герой истории.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
— Таким вот образом он может посмотреть на свои проблемы со стороны и самостоятельно найти пути их решения, — поясняет психолог.

Если ребёнку больше нравится рисовать, сказку можно написать не словами, а с помощью рисунков.

Психолог Юлия Макарова делится алгоритмом работы над терапевтической сказкой: сначала идёт выбор главного героя, с которым ребёнок будет себя ассоциировать на протяжении чтения истории. Затем создаётся его образ и описывается конфликтная ситуация. Может в сказке также быть помощник главного героя, а его прототипом — родитель, друг или любимый питомец. Может быть и злодей, которому герой будет противостоять. Дальше сказочный персонаж на протяжении повествования сталкивается с препятствиями, получает жизненные уроки и приобретает навыки, с помощью которых в конце побеждает зло и преодолевает свою проблему. Ребёнок, прошедший с героем весь путь, переносит опыт персонажа на себя и, таким образом, получает решение своей проблемы.

Сказкотерапия применима и ко взрослым людям.

— Взрослый тоже может написать свою сказку и тем самым попытаться решить какие-то трудности в своей жизни, — рассказывает Юлия. — Когда человек пишет сказку, он начинает задумываться о проблеме, начинает искать пути её решения, анализирует и, в конце концов, находит способы, о которых ранее мог даже не задумываться.
Фото: личный архив Юлии Макаровой
Фото: личный архив Юлии Макаровой

Убираем проблему куклой

Юлию Макарову можно считать арт-терапевтом, потому что помимо сказок в своей профессиональной практике Юлия помогает людям преодолевать психологические трудности с помощью куклотерапии. Во время данного вида терапии взрослые и дети занимаются созданием кукол. Это творческий и индивидуальный процесс, похожий по своему действию на медитацию. Выбор материала, цвета ткани, ниток, а затем создание куклы своими руками может помочь человеку лучше понять себя, справиться с тревожностью и проработать эмоциональные травмы.

— В куклотерапии важен настрой самого человека, — говорит психолог. — Если есть желание и хорошее настроение, это прекрасно. Но бывают моменты, когда человек не в духе, слишком зол или печален. Тогда создание куклы может помочь ему успокоиться и привести свои мысли в порядок.
Фото: личный архив Юлии Макаровой
Фото: личный архив Юлии Макаровой

Если в процессе терапии у человека что-то не получается, неудача обговаривается с психологом. Начинается рассуждение о причинах произошедшего. Таким образом разбирается проблема человека, засевшая на бессознательном уровне.

Арт-терапия, в которую входят сказко- и куклотерапия, является, пожалуй, самым безвредным, интересным и приятным способом устранения негативных переживаний как у детей, так и у взрослых.

Ольга Мещерякова

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»