В истории известно много случаев, когда были утверждены награды, но они по разным причинам так и остались неврученными. Одной из такой наград является медаль, которой французы хотели отметить русских защитников крепости Порт-Артур. По причинам, которые будут описаны ниже, этой наградой, известной под названием французская медаль «Защитникам Порт-Артура», так никого и не наградили. Несмотря на это, есть примеры ношения данной награды на груди в группе с другими наградами.
В Государственном учреждении «Борисовский объединенный музей» хранятся уникальные экспонаты: документы, фотографии и награды участника русско-японской войны Романа Семеновича Никифоровича. На его колодке среди других наград есть и французская медаль «Защитникам Порт-Артура».
Оборона Порт-Артура
Оборона крепости Порт-Артур стала знаковым событием всей Русско-Японской войны. Многие современники сравнивали её с обороной Севастополя в Крымской войне, а героев-защитников ставили с севастопольцами в один ряд. Значение Порт-Артура в отечественной военной истории, да в целом в истории России очень велико. Этому эпизоду посвящены книги и фильмы, в целом эпопея с обороной Порт-Артура стала одним из центральных событий в русско-японской войне.
Порт-Артур пал на 329-й день после начала войны, в ходе которой он сыграл выдающуюся роль. Японская армия, действовавшая на Квантунском полуострове против русской крепости, потеряла за время осады свыше 110 тысяч человек, из них до 10 тысяч офицеров.
Оборона этой крепости вызывала восхищение во многих странах мира, в том числе и во Франции, где решили отметить подвиг русских защитников крепости выпуском специальной награды.
Французская награда для русских героев
Поскольку русское правительство не посчитало нужным учредить для награждения доблестных защитников Порт-Артура специальную награду, то дружественная союзница России попыталась восполнить этот пробел. Французское население, восхищенное стойкостью и мужеством русских солдат, по всенародной подписке, объявленной газетой «Эхо Парижа» (фр. L'echo de Paris), собрало деньги в сумме 100 тысяч франков, и на эти средства была изготовлена специальная медаль для награждения защитников Порт-Артура.
Точная дата выпуска французской медали «Защитникам Порт-Артура» не установлена. Она предназначалась для награждения всех чинов Военного и Морского ведомства, защищавших крепость Порт-Артур.
Медаль подразделялась на три разновидности по металлу: серебряная-золоченая, просто серебряная и светло-бронзовая. В зависимости от материала, медали предназначались разным категориям награждаемых. Медали из позолоченного серебра предназначались офицерам, из серебра — унтер-офицерам, а из бронзы – матросам, солдатам, санитарам, портовым рабочим и прочим участникам обороны Порт-Артура. Прямые наследники погибших могли получить медаль для хранения в семье.
Медали были диаметром 32 мм. На лицевой стороне была изображена сложная художественная композиция: на переднем плане ее два русских солдата на фоне разбитых крепостных укреплений и поверженных орудий. Один из них, во весь рост, с винтовкой, другой - с саблей в правой руке, опирающийся на боевой щит с русским гербом; за ними, справа, видна перспектива рейда со стоящими на нем русскими военными кораблями. Над фигурами солдат аллегорическое изображение Франции в виде витающей над ними женщины, венчающей их лавровыми венками; у самого бортика круговая надпись: (фр. Defense de Port-Arthur 1904.); внизу под обрезом слева, мелким шрифтом - (фр. Froment Meurice) и справа - подпись мастера (фр. A Allr).
На оборотной стороне на пьедестале изображен гордо стоящий лев со знаменем - символ львиной храбрости русских воинов, и короной в правой лапе; под ним четырехстрочная надпись: (фр. La France - аu General Stessel - eta ses - heroioues soldats) (Франция - генералу Стесселю и его храбрым солдатам); надпись снизу окружает гирлянда, концы которой держат в лапах орлы с поднятыми во взлете крыльями; внизу, по кругу, видна мелкая подпись французской газеты "Эхо Парижа" - (фр. Souscription de l'echo de Paris).
Медаль предполагалось носить на ленте. Для чего было сделано ушко для крепления ленты в виде двух изогнутых дельфинов со скобкой. Лента к медали предполагалась голубого цвета с узкими полосами белого, синего и красного цветов по краям (цвета французского флага).
Медали в количестве 38 тысяч штук были пересланы в Россию. По сведению научного сотрудника В. Дурова, золоченых медалей было прислано 2000 штук, серебряных 6000 штук и 30000 светло-бронзовых.
В России эти медали долгое время в тайне хранились в Морском министерстве, где не могли решить, как с ними поступить – из-за надписи на реверсе медали.
Крамольное имя генерала Стесселя
Поводом для невручения медали послужил тот факт, что на ней фигурирует имя генерала Стесселя, который, являясь начальником Квантунского укрепрайона, по мнению многих, предательски сдал крепость с сильным вооружением, большим запасом огневых средств и продовольствия и, наконец, с боеспособным многочисленным гарнизоном. За это он был предан суду и помещен в Петропавловскую крепость.
А французская медаль, прославляла его как героя. Интересен и такой факт, что не только французы считали Стесселя героем, но и немцы. Так, 10 января 1905 года, когда германский кайзер Вильгельм II узнал о сдаче крепости Порт-Артур, он своим указом наградил самым почетным прусским военным орденом «Pour le Mérite» двух человек – русского командующего генерала Стесселя за героическую оборону крепости и японского генерала Ноги Марэсукэ, который ценой больших потерь эту крепость взял.
В последнее время некоторые историки стали высказывать мнение, что не все так «черно» в поступке Стесселя.
Стессель не был трусом. Анатолий Михайлович был ранен во время Русско-Турецкой войны (1877—1878). Во время взятия Тяньцзиня в Китайском походе в ходе подавления боксерского восстания (1900—1901) снова был ранен и контужен. Кроме того, Стессель постоянно ходатайствовал перед верховным командованием о награждении офицеров и солдат — защитников крепости, тем самым он стремился поддерживать боевой дух гарнизона.
Отчасти это признал и суд над ним, который приговорил его к смертной казни за сдачу порта. Обвинение утверждало, что в течение всего периода обороны Стессель не руководил действиями гарнизона по защите крепости, а, наоборот, сознательно готовил её к сдаче.
Следственная комиссия, разбиравшая порт-артурское дело, нашла в действиях Стесселя признаки целого ряда преступлений, и обвинение состояло из множества пунктов. Однако на суде оно сократилось до трёх тезисов:
- сдал крепость японским войскам, не употребив всех средств к дальнейшей обороне;
- бездействие власти;
- маловажное нарушение служебных обязанностей.
Под «бездействием власти» подразумевалось следующее: в Порт-Артуре генерал-лейтенант А.В. Фок в насмешливом тоне критиковал действия неподчинённых ему лиц, а Стессель этого не пресёк. За это «бездействие власти» Стесселю дали месяц гауптвахты.
Третий пункт был назван маловажным самим же судом.
Остался лишь один пункт (первый), причём в нём нет ничего про трусость, бездарность, некомпетентность или предательство. Более того, в приговоре Верховного военно-уголовного суда по делу о сдаче крепости Порт-Артур признано, что крепость «выдержала под руководством генерал-лейтенанта Стесселя небывалую по упорству в летописях военной истории оборону».
Тем не менее, общественное мнение той поры посчитало Стесселя предателем, и это сказалась на судьбе медали.
Медаль без права ношения
По словам прессы 1910 года
«…Министерство согласно было выдать их (медали) кружку защитников Порт-Артура при том условии, чтобы на средства кружка стереть с медалей надпись: «Генералу Стесселю» и снять с медалей ушки, чтобы их нельзя было носить на груди».
В этом случае медали, как награды, теряли свое значение и превращались в обычные памятные жетоны. Разумеется, кружок защитников Порт-Артура на это не согласился. Но и возвращать медали обратно во Францию было неразумно. Все-таки часть ушков на них была обломана и, по сведению дореволюционного журнала «Старая Монета», они были выданы участникам только 1 декабря 1910 года, и то «без права ношения». Но мотивировалось это уже не наличием на медалях имени Стесселя, а тем, что они не имели государственного статута.
Позже, в честь 10-летия обороны Порт-Артура был учреждён Крест защитников Порт-Артура.
Никифорович Роман Семенович и его награды
Никифорович Роман Семенович родился 2 сентября 1881 года в деревне Большое Стахово Бытчанской волости Борисовского уезда Минской губернии.
На военную службу принят по жребию в Борисовском уезде по воинскому присутствию 17 ноября 1902 года. Призван на воинскую службу и был направлен в квантунскую саперную роту. 18 февраля 1903 года поступил на сверхсрочную службу во 2-м Сибирском саперном батальоне.
Участник Русско-Японской войны. Состоял в рядах защитников Квантунского укрепрайона и крепости Порт-Артур. Рядовой Квантунской крепостной саперной роты с 26 января по 20 декабря 1904 года. Во время войны был ранен в правую ногу в колено и в обе руки. Произведен в ефрейторы.
С 25 декабря 1904 года по 13 ноября 1905 года ноходился в японском плену. После войны до 18 ноября 1911 года проходил службу во 2-м Сибирском саперном батальоне. 4 апреля 1912 года медицинской комиссией при Сводном лазарете 18-го Сибирского стрелкового полка был комиссован по неизлечимой болезни. Далее работал на Забайкальской железной дороге. Позже вернулся на малую родину. Умер в 1957 году.
За воинскую службу награжден рядом наград, которые носил на одной колодке.
Знак отличия Военного ордена 4-й степени №190508. Подробности награждения не известны, и крест с этим номером был повторно вручен другому человеку, а Никифорович носил крест, изготовленный частной мастерской.
Знак отличия Военного ордена 3-й степени №21 386 «За отличие, оказанное им в Порт-Артуре в 1904 году». В документах о награждении фамилия записана как Никифоров.
Знак отличия ордена Святой Анны №14 504, эта награда также известна под названием Аннинская медаль. Награда вручалась за небоевые подвиги, или подвиги в мирное время, а также сверхсрочникам за выслугу лет.
Французская медаль «Защитникам Порт-Артура». Лента, что и неудивительно не родная и неправильных цветов.
Серебряная медаль «В память Японской войны 1904-1905» с бантом. Бант к медали полагался тем, кто получил ранение в ходе этой кампании. На колодке медаль уже без банта, но на фотографии Никифоровича с медалями отчетливо виден бант на этой медали.
Заканчивая статью, хотел поблагодарить коллег из Борисовского объединенного музея за предоставленные фотографии.