Вырастая люди не в силах совладать с чувствами, которые порой накрывают. В детстве мы видим разные варианты поведения, реакции на ситуации, которые записываются в нашем подсознании. И с годами эти поведенческие реакции проявляются в нашей жизни. К сожалению это не то поведение, которое бы хотелось нам видеть в той или иной ситуации. Страх приходит сам собой. Сконфуженность и робость не дают нам проявить себя. Мы испытываем гнев и раздражение, из-за которых, потом, может быть стыдно. А иногда одолевают чувства, которым даже нельзя дать определение и не понятно откуда они взялись. В современном мире родители рано начинают задумываться о том, как научить ребенка справляться со своими эмоциями, распознавать и управлять ими.
По этому стоит облегчить жизнь наших детей и научить их распознавать свои эмоции. Наблюдайте за своим ребенком, чтобы лучше понять его. У вас есть опыт, то что кажется элементарным для родителей, не представляется таковым для детей. Даже переживание из-за «ерунды», может быть очень важным событием для вашего чада. Внимание и доверие откроет двери в сердце и душу вашего малыша. Прислушивайтесь, говорите с ним, объясняйте. Да, тебе сейчас грустно… Я тебя понимаю… Ты обиделся, что мы не пошли туда… но я тебя люблю и мы сделаем это в следующий раз.
Нельзя игнорировать ребенка, тем самым идет проекция его мыслей на его ненужность. Я пустое место, я не нужен, мое мнение не важно. Просто послушайте его, предложите помощь. Если отказывается, посидите рядом, обнимите его.
Чувства, тоже игнорировать не стоит, иначе, ребенок привыкнет все держать в себе. В подростковом возрасте это чревато в плане проблем с поведением, отношений с родителями, может привести к стрессу.
Когда эмоции утихнут и ребенок успокоится, разберите с ним ситуацию, из-за которой он расстроился, разозлился, испугался или испытал другое сильное чувство. Назовите это чувство. Помощь в обозначении эмоции позволяет детям превратить непонятное и неприятное ощущение в определенное, ясное, то, которое есть у всех. Спросите почему так случилось, что вызвало его сильное ощущение. Не критикуйте.
Что можно сделать, чтобы исправить эту ситуацию. Что можно изменить, чтобы она больше не повторилась. Не навязчиво помогите найти ему правильное решение.
Если ребенок в порыве сильных переживаний проявляет агрессию, дерется, кричит, обзывается. То необходимо ставить рамки. Говорите, что такое поведение не позволительно. В ребенке нужно развивать эмпатию, объясните, на его примере, что других обижать нельзя. Ведь ему не понравилось бы такое отношение. Спокойно и уважительно к нему предложите другой сценарий поведения. Не объясняя причины его действий, будет трудно заложить правильный поведенческий фундамент.
Научите ребенка выплескивать злость и агрессию физически. Например: порвать бумагу, можно смять ее сильно, сильно и кинуть куда подальше. Можно бить подушку или грушу. Можно попрыгать или побегать на месте быстро, быстро. И негатив перейдет в другое русло. Напряжение спадет.
При повторении правильных новых поведенческих реакций ребенка, негативная модель будет вытесняться из его памяти.
Не ругайте ребенка при людно. Таким образом вы унижаете его достоинство. Он будет переживать еще больше.
Помните, что ребенку нужно время, чтобы научиться понимать себя и свои эмоции.
Родители будьте терпимы, не кричите. Проявляйте сочувствие, выслушайте ребенка, покажите ему, что вы на его стороне.