Найти тему
Кино и немцы

"Игра в кальмара" - сериал о том, на что идут люди ради денег

Вышедший недавно сериал "Игра в Кальмара", снятый южнокорейцами для американского стрим-провайдера Netflix, мгновенно вышел за рамки любителей азиатских дорам и обрел поистине мировую популярность. Вплоть до того, что на Ютубе сейчас тысячи видео про то, как готовить те самые сахарные печеньки из серии про игру в "медовые соты". При этом сериал смотрят как подростки, так и их родители, а серьезные кинокритики пишут колонки о той глубине, которые они увидели в "Игре в кальмара".

Нарушить правила игры можно. Но только один раз. И не долго.
Нарушить правила игры можно. Но только один раз. И не долго.

Формально, "Игра в кальмара" ничего нового собою не представляет. Это все та же тема "игр на выживание", которая так любима азиатским ТВ и кинематографом. Вспомним хотя бы классическую "Королевскую битву" с Такеши Китано. Но если раньше такие творения ориентировались на подростковую аудиторию и эксплуатировали, по сути, школьные паттерны агрессии, которые в тех же США, да и в России уже, приводят к регулярным масс-шутингам, то корейцы сняли кино с большим акцентом на взрослую аудиторию. Хотя и в "детских" декорациях в прямом смысле: в сериале половина локаций стилизовано под детские площадки.

Главный герой сериала - скатившийся на социальное дно безработный кореец средних лет, житель Сеула, сидящий на шее у старушки матери, ворующий у нее деньги и просаживающий их на скачках. Огромный столичный город вокруг лишь оттеняет всякое отсутствие в его жизни перспектив и возможностей. На станции метро он встречает странного человека, предлагающего ему сыграть на деньги и позволяющему выиграть. Вместе с призовой суммой безработный получает визитку с номером телефона - если желает, может позвонить и поиграть уже с гораздо большими ставками. Закономерный звонок приводит нашего героя в место, где собраны сотни таких же городских неудачников, играющих в простые детские игры. А проигравших убивают. Тому из 456 участников, кто выиграет, обещан приз в сумму, эквивалентную полутора миллиардам рублей. В корейских вонах, естественно.

Идея, как уже говорилось, не слишком оригинальна. Но режиссер и сценарист Хван Дон Хёк поначалу хорошо удерживает внимание зрителя, играя на близких каждому чувствах. Вот, бедный отец не может купить подарок дочери и с трудом примиряет себя с тем, что она живет с состоятельным и успешным отчимом. Вот мать главного героя, умирающая от диабета, отрывает от себя последнее, чтобы отдать непутевому сыну. Вот интрига, где это оказались все герои и полицейский, разыскивающий пропавшего брата.

Одежда участникам предоставляется.
Одежда участникам предоставляется.

Так как фильм снят для западного канала, актеры почти не переигрывают, как это принято у корейцев. А сюжетные ходы выглядят достаточно убедительно. И, естественно, ждешь, что все так будет дальше. Ан, нет. С каждой следующей серией потенция сценариста падает, становится все больше пустых сцен, где герои просто орут друг на друга и выясняют отношения (можно все больше проматывать без страха потерять сюжетную линию), а показываемый мир окончательно теряет убедительность. В какой-то момент уже победившая корейская дорама вдруг ныряет так низко, что пробивает дно и проваливается в индийский драматоз. Буквально с криком "Брат!" и внезапным узнаванием в злодее родственника. Только танцев не хватает.

И эта побеждающая наигранность, картонность стирает все первоначальное ощущение от кино как от чего-то серьезного и сильного.

Ну, в самом деле, нам показывают расположенный в корейских водах индустриальный объект, размером с хороший аэропорт, про который никто ничего не знает. И это незнание даже не объясняется никак. А ведь для такого объекта нужна куча строительной и разрешительной документации, ведомственных согласований. Нужны тысячи человек для постройки и обслуживания (и чтобы они не проболтались!). Нужно, чтобы никто не замечал одновременного исчезновения сотен людей, иногда целых семей, в не самой большой стране мира. Нужно чтобы финансовый контроль не отслеживал появление вдруг миллиардеров на социальном дне. Нужны партии автоматического оружия в государстве, где оно запрещено гражданским лицам. Каждый такой пункт - это условность. И за нагромождением условностей теряется первоначально заявленный гуманизм сериала. Начинает казаться, что и сами герои - такие же условности.

Наконец, если первые игры выглядят убедительно - это действительно детские развлечения с максимально повышенной ставкой - то последние уже откровенно высосаны из пальца. Как тот же стеклянный мост, который сделан из стеклянных плит и стальных балок, но ни один из идущих по нему не догадался наступить на балку, чтобы не упасть вниз. Все ходили строго по стеклу. Корейцы, конечно, дисциплинированный народ, но, блин, когда речь идет о жизни и смерти, даже у них так не бывает.

В остальном все как в жизни: сломал печеньку - получил пулю. Ага.
В остальном все как в жизни: сломал печеньку - получил пулю. Ага.

И главное, очень неубедительно показано, зачем вообще все это нужно. Некие развратные богачи из разных стран мира вбухивают десятки миллионов долларов, чтобы посмотреть как дерутся нищие? Серьезно? Для этого им не нужно лететь через полмира и тратить столько денег. Можно из первых же уличных бомжей за 20 баксов такое шоу устроить. Ну, ок, за 200.

В принципе, понятно, что видят народные массы в "Игре в кальмара". Аллегорию на жизнь миллионов городских обывателей, вынужденных по воле невидимого и непонятного начальства играть в какие-то нелепости каждый в своем офисе. И проигрывать день за днем всю свою жизнь. Это все понятно, но большая натяжка. Все же, офисным клеркам никто не стреляет в затылок за опечатку в отчете. И не обещает миллиард за звание "лучший работник года".

Кстати, почему вообще эти миллиардеры отдают победившему нищеброду гигантский выигрыш? Что их заставляет так делать? Не знаю, как у корейцев и американцев, но русский зритель вряд ли поверит, что богатый дядя не кинет лоха при полной возможности безнаказанно кинуть. Тем более, что на экране жирнючей линией показана абсолютная беспринципность этих людей.

В сериале есть хорошие образы и отличные сцены, но в целом это все та же азиатская дорама, снятая с американским акцентом. Ее можно рекомендовать любителям жанра, но не более того. Хотя рейтинги высокие.