«Я не знаю, как попали в кино Жан Габен или Борис Андреев, я лично в кино попал по несчастью. Из-за своей внешности» - говорил Савелий Крамаров.
По меркам того времени Савелий Крамаров был одним из самых дорого оплачиваемых и обеспеченных актёров. У него одного из немногих уже тогда была иномарка.
«В Советском Союзе он жил по голливудским законам. Первым кто имел максимально большие деньги. Он и Смоктуновский становятся первыми актерами, которые оплачиваются не по официальной кассе» - говорит киновед Александр Шпагин.
Любая фраза, которую он говорил, тут же уходила в народ.
Когда всё внешне хорошо, появляются завистники. Они говорили, что успех Крамарова объясняется его косоглазием, а не талантом.
«Косоглазый, ну что делать, да косоглазый. Всё равно когда он начинал с тобой разговор ты об этом забывал» - говорил писатель Аркадий Инин.
Несмотря на более чем необычную внешность он всегда пользовался успехом у женщин.
«Он был невероятным любителем женщин и любимцем женщин» - говорил писатель Аркадий Инин.
«Ему порой красавцы завидовали. Очень быстро умел укладывать девушек в койку. Он считал тебя некрасивым, но при этом он считал себя мачо» - говорит киновед Александр Шпагин.
Ему было грех жаловаться, и всё всё-таки Крамаров эмигрирует в Америку.
"Это был человек, который в первую очередь своей жизнью брал как будто реванш. За своё тяжелое детство, за свою угнетённость, за своё бесправие" - говорит киновед Александр Шпагин.
В детстве Савелия дразнили. Некрасивых часто бьют, поэтому чтобы не давать себя в обиду ему приходилось драться.
Сын врага народа, оставшийся к 16 годам полным сиротой, был отдан на попечение достаточно прижимистого дяди. И поэтому Савелий сполна прочувствовал, что значит быть полуголодным и донашивать чужие вещи.
«Он был внутренне очень зажат, вроде из интеллигентной семьи, но его жизнь заставила быть не интеллигентом. Жизнь заставила давать в морду всё время» - говорит киновед Александр Шпагин.
И при этом трудно найти человека, более серьёзно относящегося к своей внешности, здоровью и вообще к своей персоне.
«Он вел не просто здоровый образ жизни, запредельно здоровый. Другого такого вообще и вспомнить невозможно. Не пил, не курил, занимался спортом, постоянно пил травяные чаи. Крамаров выделялся из общего ряда со страшной силой» - говорит киновед Александр Шпагин.
Необычная внешность артиста и помогала и одновременно мешала.
Обладатель подобного лица, которое он сам порой называл предательским, не имел шансов получить главную роль в Советском кинематографе.
«Коридор его актёрского существования был крайне узок. Савелия это несколько однообразное пространство существования очень тяготило» - говорит киновед Александр Шпагин.
Он считал, что может играть серьёзные драматически роли, но такие ему никогда не давали. Несоответствие было глубокое и серьёзное.
С одной стороны роли, начиная с полу дураков, и кончая полными дураками, а с другой, официально было сказано, что игра Крамарова оглупляет образ советского человека.
Поэтому в его услугах кинематограф больше не нуждается.
Его действительно стали снимать всё режу и реже.
Крамаров говорил друзьям: "У меня за три последних года было всего 12 съемочных дней".
Но возможно причина была в другом.
Савелий начал вести для того времени, довольно сомнительный образ жизни.
«Он стал глубоко изучать Тору, участвовал во всех делах еврейской общины. Ходил в синагогу. А тогда это не афишировалось. Требовалось определённое мужество, чтобы не скрывать это» - говорил писатель Аркадий Инин.
В Советском Союзе такое не прощали. Крамаров перестали предлагать роли.
«Наверное, здесь моя творческая жизнь кончилась» - печально шутил Крамаров.
Он написал письмо Рейгану. Осенью 1981 года «Голос Америки» трижды передавал письмо в эфир. В итоге Крамарова отпустили.
«Конечно это огромная потеря для него, что он уехал. Как будто бы там внешность не играет роли. Точно также внешность играет роль» - говорил писатель Аркадий Инин.
В одной из больниц штата Калифорния Крамаров сделал себе операцию. Савелий исправил себе косоглазие, больше над ним никто никогда не будет смеяться.
В Америке у Крамарова появилась работа, чему он был несказанно рад. Но его роли мало отличались от того что он играл у себя на родине. Ни на шаг артист не приблизился к Гамлету.
«Савелия мы увидели в Нью-Йорке, на улице. Он был с котомкой, с пакетом, бежал в стирку сдавать своё белье. Я увидела тоску в его глазах. Счастья в его глазах я не видела» - говорила певица Алла Иошне.
В 1992 году после десятилетнего отсутствия, Крамаров приезжает на родину, как почётный гость на «Кинотавр». Он очень нервничал, боялся, что его забыли.
Но произошло то, на что в глубине души он только надеялся.
«Многотысячная толпа киношников и отдыхающих вывалила на эту площадь перед театром смотреть на Крамарова. Он был счастлив» - говорил писатель Аркадий Инин.
В последний раз Крамаров побывал на родине в 1994 году. В январе следует следующего года, он почувствовал боли в левой стороне живота.
Диагноз прозвучал как приговор – рак. Крамаров был в шоке.
Он даже пошутил: "надо мной все будут смеяться".
Савелий Крамаров ушел в 1995 году, в США, Сан-Франциско, в возрасте 60 лет. Артиста похоронили на еврейском кладбище «Холмы забвения».
На высоком надгробии гримёрный столик с театральными масками, в центр его книга, с названиями любимых кинофильмов снятых в России.
#Знаменитости #кино #телевидение