Будущий государь оказался за решеткой в возрасте 5 лет - без родителей и без солнечного света. Заточение было настолько суровым, что навсегда подорвало здоровье Михаила и наложило печать болезни на его потомков. Но почему вдруг маленький ребенок оказался в белозерской тюрьме? Чем он так провинился? Ответ прост - он родился Романовым.
Влиятельный отец
Михаил был сыном боярина Фёдора Никитича Романова, которого знала вся Москва. Фёдор Никитич был невероятно богат, знатен и приближен к тогдашнему царю настолько, что сидел на боярской лавке третьим от трона. Он был двоюродным братом государя, а значит, все дороги перед ним были открыты.
Историк Андрей Петрович Богданов пишет: «Молодой красавец Фёдор Романов сорил деньгами. Его выезд потрясал воображение, кони, охотничьи собаки и ловчие птицы были едва ли не лучшими на Руси. Он не мог допустить, чтобы на Руси нашелся лучший наездник или более удачливый охотник. Фёдор Никитич был, разумеется, первейшим щеголем, превосходя всех роскошью одеяний и умением носить их». При этом боярин был приветливым, любознательным и передовым - знал латынь, подстригал бороду и носил короткую причёску.
Фёдор Никитич и жену подобрал себе непростую. Ксения Ивановна Шестова выделялась среди других барышень одним редким качеством - она была грамотной. В этом браке родились шестеро детей, из которых выжили двое - Татьяна и Михаил. Дети росли в просторных светлых палатах на улице Варварке, примыкающей к Красной площади, играли диковинными заморскими игрушками и ни в чем не знали отказа... Но тут к власти пришел Борис Годунов.
Белозерская ссылка
Бывший опричник Годунов взялся за семью Романовых с особой жестокостью. Он знал, что у них больше прав на престол, чем у него. Царь Борис поручил своим помощникам подкинуть ненавистным боярам мешочек с «колдовскими кореньями», а затем обвинил Романовых в заговоре против государя и «разметал членов опасной ему фамилии по глухим концам северных окраин Руси». Годунов не пожалел никого, отправил в ссылку женщин и детей, причем всех распределил по разным тюрьмам.
В 1601 году жизнь Михаила Романова изменилась в одночасье. Его отца Фёдора Никитича и его мать Ксению Ивановну насильно постригли в монахи, они страдали от голода где-то в далёких монастырях. А дети Романовых очутились в тюрьме для особо опасных государственных преступников в хмуром Белозерске. Пятилетний Михаил и восьмилетняя Татьяна выжили только благодаря тому, что в ту же тюрьму посадили их тёток - Анастасию и Марфу. Родственницы, как могли, ухаживали за детьми.
Ретивый Жеребцов
Заключенным запрещалось покидать тюремный двор и общаться с местным населением. Разговаривать можно было только с приставами, которые всячески наслаждались своей маленькой властью над опальными боярскими женами и детьми. Особенно зверствовал главный пристав Давыд Жеребцов. Желая выслужиться перед царем Борисом, Жеребцов держал своих подопечных в холоде и голоде.
Сохранилась переписка пристава с государем. Давыд хвастается, что специально не дает Романовым яиц и молока, даже если они очень просят. На это царь Борис делает ему замечание: «А о всем бы еси к ним береженье держал по нашему по прежнему указу, а не так бы еси делал, что писал преж сего, что яиц с молоком даеш не от велика; то ты делал своим воровством и хитростью, по нашему указу велено тебе давать им еству и питье во всем доволно, чего ни похотят». В другом письме Жеребцов сообщает, что бояре ходят в лохмотьях, все рубашки и сапоги у них поизносились. Годунов распорядился выдать заключенным 96 аршин полотна на новые рубашки, но, судя по всему, до Романовых эти холсты так и не дошли - очевидно, Жеребцов распорядился материей по своему усмотрению.
Как пишет историк С.А. Уткин, «для каждого члена опального боярского семейства ссылка на Белоозере явилась суровым жизненным испытанием. Но особенно трагичным выглядело положение малолетних Михаила и Татьяны Романовых, в столь юном возрасте насильно лишенных родительской заботы. Татьяна страдала задержкой роста и рахитом, что еще раз свидетельствует о полуголодном существовании узников».
Счастливый финал
Через три года Годунов скончался и черная полоса в жизни Романовых закончилась. Новый государь Лжедмитрий I амнистировал политзаключенных и освободил бояр из заточения.
В 1610 году в бою с поляками погиб Давид Жеребцов. Он храбро защищал Свято-Троицкий монастырь. Роль воеводы удалась ему лучше, чем роль пристава.
А еще через три года, в 1613-м, случилось неожиданное - новым царем выбрали юного Михаила Романова. Он так толком и не оправился после белозерской ссылки. Но, возможно, именно поэтому всю жизнь правил честно и справедливо.
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора — «Роковой год цесаревича Николая»
Живая история каждый день — «Уютная история» в ВК
Видеоканал «Уютная история» — теперь и на Rutube
Не пропустите новые уютные истории — подпишитесь на канал!