Сейчас в Новой Третьяковской Галерее идёт выставка Юрия Пименова (до 9 января 2022 г). Мне выставка очень понравилась.
Очень интересно наблюдать, как изменялась манера письма художника (причём очень кардинально), и соотносить это с событиями, происходящими в стране.
Первая часть выставки связана с работами художника во время активной индустриализации страны, он показывает, как рабочие с энтузиазмом тяжело работают, а также активно занимаются спортом. Но мне эта часть понравилась меньше всего.
Дальше Пименов был впечатлён работами немецких экспрессионистов и получились вот такие жутковатые картины. Мне персонаж справа напомнил «Крик» Мунка.
Здесь уже совсем другая атмосфера. Триптих про советских женщин, как они работают и отдыхают. Вообще, как мы увидим и дальше, Пименов больше любил изображать женщин.
Дальше идёт мультимедийная часть: на 3 стены проецируются фрагменты и картина целиком «Физкультурный парад». Это огромное полотно, 9 на 14 метров, было создано для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1936 г.
В 1930-х годах Пименов начинает писать в духе импрессионизма.
Самая знаменитая картина «Новая Москва». Это ул. Охотный ряд, справа здание, в котором расположена станция метро Охотный ряд (если приглядеться, то можно заметить букву «М») а впереди здание, в котором сейчас находится Государственная Дума.
Мне очень понравилась картина «Новый год». Интересный ракурс, как будто мы подглядываем из коридора или только пришли и планируем присоединится к празднованию. На первом плане разбросанная обувь и кулёк с мандаринами. Вживую звезда на фуражке, которая висит на вешалке как будто светится.
Но после такого радостного периода в творчестве наступает время 2 мировой войны. Пименов побывал в блокадном Ленинграде, уведённое его очень потрясло. В своих работах он не показывает сражения и прочее, а обращается к жизни обычных людей, чаще женщин.
От картины «Осенняя станция» аж защемило сердце. Так пишет Пименов про это время: «Военные эшелоны, крытые защитным брезентом, на темных осенних станциях, мокрый снег на сырых досках перронов, громады танков, слившиеся с открытыми платформами идущих на фронт составов, серьезные детские лица в окнах поездов, уходящих в глубокий тыл, - картины незабываемых дней великой войны.»
Но после военных дней жизнь возрождается, Москва ремонтируется, строятся новые кварталы, создаются новые семьи. Про это художник и пишет, здесь уже картины наполнены радостным ожиданием и предвкушением счастья.
В «Свадьбе на завтрашней улице» прообразы Пименова и его жены Натальи.
В это время строятся малогабаритные квартиры - хрущёвки, но люди и этому были очень рады.
В картине «Лирическое новоселье» изображены сын художника Михаил со своей супругой.
Очень разное творчество Юрия Пименова! А я очень рекомендую сходить на эту выставку!
P.S. На выставке можно взять аудиогид за 400 р.
Посетителей много даже в будний день, возможно, в выходной день стоит купить билет онлайн.