«Бриллиантовая рука» это фильм моей юности. Уже не помню, сколько раз я его пересматривал, но каждый раз смеюсь как ребенок. В картине, если помните, есть эпизод, когда Семен Семенович фотографирует верблюда, забыв снять крышку с объектива.
Я не мог не обратить внимание на модель фотоаппарата в его руках. И вспомнил, что у меня еще с незапамятных времен в шкафу лежит точно такой же «Смена-8». С ним у меня связаны очень теплые и нежные воспоминания.
В 1960-х и 1970-х гг. мода на фотографию распространилась настолько сильно, что фотоаппарат стремилась купить каждая семья. Как раз в те годы и появилась массовая модель Смена-6, а за ней более прогрессивная Смена-8 и Смена-8М, которые выпускались вплоть до 1990-х. Они стоили 14-15 рублей, что было вполне доступно простым людям с зарплатой 110-120 рублей.
Смена-8 это простейший и бюджетный советский фотоаппарат, который выпускало Ленинградское объединение ЛОМО с 1963 по 1971 год. Подобные модели позже стали называть «мыльницами». В конструкции, по сути, ломаться было нечему. Модель считалась специально разработанной для новичков, но профессионалы часто использовали его в качестве запасного варианта. А детям он был удобен своим размером чуть больше их ладони.
Это был мой первый и самый любимый фотоаппарат, на который я долго откладывал с тех денег, что родители давали мне в школу. Он появился у меня в 10 лет. С тех пор я с ним практически не расставался, увлекся фотографированием, даже научился самостоятельно проявлять фотоснимки – возился с реактивами, сушил снимки. Отец тогда помог мне приобщиться к фотоделу.
В годы моего детства популярным была «Смена-6». Это был народный фотоаппарат, моим сверстникам родители покупали именно его. Но отец настоял, чтобы у меня была «Смена-8». Я и сам стал понимать разницу. В моем фотоаппарате был механизм блокировки головки. Он срабатывал когда я вращал головку чтобы перемотать отснятый кадр. Это было очень удобно в мои 10 лет, правда первое время я не мог привыкнуть к нему и перфорация пленки все же рвалась от чрезмерного усилия.
Помню некоторые особенности этой камеры. Корпус из шероховатого пластика, футляр коричневого цвета. А рычажок затвора расположен не очень удобно, я постоянно цеплял его пальцем. Единственный досадный момент – с годами разболтался запорный механизм, который держит заднюю крышку в закрытом состоянии.
И кстати, «Смена-8» прекрасно работала при сильных морозах. Однажды я взял его на улицу в минус 20 градусов. Через пару часов чехол растрескался, а фотоаппарат продолжал исправно снимать.
Когда я взял его с собой в пионерский лагерь, я стал, наверное, центром притяжения всего лагеря. Отец тогда положил мне в рюкзак три пленки. Я израсходовал их за первые четыре дня. На мою «Смену» фотографировал весь отряд, «щелкали» буквально все: деревья, море, нашу столовую, друг друга. Столько кадров было израсходовано впустую, а одну пленку я даже засветил целиком, когда случайно зацепил ногтем затвор на задней крышке и она открылась. В итоге вожатая забрала фотоаппарат до конца смены – это был единственный способ прекратить весь этот ажиотаж.
Конечно сравнивать Смену с современной фототехникой глупо. Сейчас практически у каждого есть смартфон, а в нем фото и видеокамера. Чтобы сделать снимок достаточно пары нажатий на дисплей. А печатать фотографии уже нет необходимости – люди пользуются облачными сервисами, жесткими дисками и прочими ресурсами.
Следовательно отпала необходимость разбираться в моделях фотоаппаратов, в процессе и технологиях, собственноручно проходить по всему циклу от «зарядки пленки» до приготовления реактивов и сушки фотоснимков.
Пока я не решил, что делать с найденным фотоаппаратом моего детства. На барахолках такие продают всего по 500-700 рублей. Уберу обратно, чтобы внуки потом его изучали как «капсулу времени». И спрашивали меня: дедушка, а что означает этот логотип «Made in USSR»?
А у вас в детстве был фотоаппарат? Расскажите в комментариях о своем фотоопыте.