Найти тему
Субъективный путеводитель

Ольхонские ворота. Как работает уникальная для РФ бесплатная переправа?

В двух с половиной сотнях километров от Иркутска дорога упирается в маленькое разноцветное село Сахюрта (для своих - МРС, и никак иначе!) на берегу Байкала:

Лучший вид на МРС и Базарную бухту открывается с мыса, хорошо заметного на кадре выше. Сам он на имеющихся у меня картах не подписан, но предположу, что именно к нему первоначально относилось название Сахюртэ - Кремневый Яр. Нависающий над переправой, мыс успел обрасти памятниками, заметнее всего среди которых  стела "Байкальским Воздухоплавателям", поставленная в 2012 году в память о поёлте воздушного шара "Святая Русь".

На нём в 2007-м Валентин Ефремов и Владимир Исайчев, впоследствии тем же транспортом впервые в мировой истории покорившие Северный полюс, оседлав сарму успешно пересекли Байкал от мыса Зама на Малом море до Усть-Баргузина на восточном берегу. Впрочем, просто перелететь через Байкал - может и сложно, но интересно разве что ценителям воздухоплавания, поэтому отдельно табличка поясняет, что полёт проходил сквозь аномальную зону.

-2

С мыса открывается и лучший вид на Ольхонские ворота в сторону Сармы, и отсюда сам пролив кажется пробитым её ветром: из множества ветров Байкала сарма - самый сильный и злой. За "нашим" мысом просматриваются мысы Тыхтэ и Уляхта, а поодаль - Кобылья Голова, при некоторой фантазии действительно похожая на конский череп:

-3

С другой стороны - вид поперёк пролива в самом узком (2,2км) и пожалуй самом невзрачном его месте:

-4

Но именно здесь проходит путь Ольхонской переправы. Под мысом - полноценный терминал с несколькими причалами, шлагбаумами, стоянками и удобствами. Поздней осенью на пристани тихо и пусто:

-5

И совсем иначе то же место выглядят в высокий сезон:

-6

А в выходные своего парома прождать можно и вовсе несколько часов - вот так на ольхонской стороне переправы выглядит субботнее утро в начале августа. В понедельник утром, впрочем, мы без проблем уехали первым же рейсом, да и автобусы перевозят вне очереди:

-7

В это время тут, конечно же, развёртывают позные в юртах и сараях да ларьки с сувенирами:

-8

А так же дарами тайги, будь то брусника, сахан-даля с Саянских гор или прежде не знакомая мне трава "верблюжий хвост", по-научному карагана гривастая. Всё это ещё и за вполне вменяемые деньги - пипл может и схавает, да только конкуренция бешеная, словно норов сармы.

-9

А вот рыбов, которых я сам опознать не могу, Байкал в своей прозрачно-чёрной воде только показывает. Но думаю, не будете спорить, что зрелище это красивое:

-10

Не знаю точно, когда на переправе паромы пришли на смену лодкам, но ещё в 1980-х здесь работали танкодесантные баржи вроде тех, что я не так давно показывал в Приморье. В наши дни у переправы два сезонных маршрута и четыре режима работы.

Самое трудно время на Ольхоне - конечно же, межсезонье, когда на остров нечем переправить машину. В январе-феврале, пока лёд тонкий, по нему возят пассажиров "Хивусы" - скоростные катера на воздушной подушке, а в декабре-январе и апреле-мае, пока в воде плавают отдельные льдины, работает катер ледового класса. В феврале-марте севернее Кобыльей Головы прокладывается автодорога по надёжному льду.

Ну а с середины мая по конец декабря на переправе работает тройка паромов, делающих рейсы каждые 15 минут с 7:00 до 23:45 летом и с 8:00 до 21:00 поздней осенью. Что особенно удивительно, переправа на 100% дотируется из бюджета - паромы бесплатные не только для пассажиров, но даже и для машин!

-11

Три судна на первый взгляд кажутся одинаковыми, но на самом деле отличаются в размерах и деталях - это заметно, например, на кадре выше. Да и построены они были с разбросом в четверть века на трёх разных верфях: маленький "Дорожник" (на 12 легковых машин) спущен на воду в 1992 году в Улан-Удэ, "Ольхонские ворота" - в 2008 году в Иркутске, а флагман переправы "Семён Батагаев" в 2016 году в Усолье-Сибирском (оба рассчитаны на 16 машин и 96 пассажиров).

-12

В расписании больше всего рейсов у "Батагаева", меньше всего - у "Ольхонских ворот". Однако из 4 пересечений пролива трижды нас возил именно "Ольхонские ворота", единожды - "Батагаев", а "Дорожника" я каждый раз видел на ходу, но только встречным курсом.

-13

Летом паром идёт в облаке наглых чаек, а осенью - в тишине и пустоте:

-14

Ворота ненадолго открываются к Большому Байкалу:

-15

У берега принюхивается, чьм духом пахнет, белая от птичьего помёта каменная крыса. Оба острова-олимпа, что Ольхон, что Вайгач, изобилуют мысами в виде звериных морд и человечьих лиц.

-16

Параллельно переправе в 2005 году был проложен донный кабель: о более привычной воздушной ЛЭП на линии сармы нечего было и думать. Доставили 40 тонн проводов и труб сюда аж из германского Ганновера (хотя сама разработка французская), а трассировку проводили зимой - сначала вешками на льду, затем буйками на вбитых в дно опорах. Кабель принёс Ольхону новую жизнь на массовом туризме - прежде тут была нищая глухомань с электричеством от дизель-генераторов по расписанию и непомерными (ибо топливо завозить дорого) ценами на всё. Так что не стоит удивляться, что в хужирском музее кабелю Ольхонских ворот посвящён целый зал:

-17

А вот асфальт и 15 лет спустя заканчивается на той стороне переправы. Ольхон же представляет собой царство тряских грунтовок, по которым обильно пылят серые советские "буханки". У островитян к перспективам реконструкции дороги отношение неоднозначное - с одной стороны, ухабы и пыль достали и их, с другой - многие тут опасаются, что с появлением комфортной дороги сюда зайдёт и крупный бизнес, который не оставит им места в туристическом буме.

-18