Найти тему
Настя с Севера

Чудные камни, пустые храмы и трапеза под открытым небом. Однажды я съездила в Усть-Вымь и окончательно влюбилась в коми деревню

В часе езды от столицы Коми есть огромное количество заповедных уголков, которые расширяют границы сознания. В один из прекрасных летних дней мы отправились в Усть-Вымский район, который считается колыбелью христианизации республики.

Таинственный камень

Первая остановка – огромный камень в деревне Эжолты. По преданию именно на нем в Коми приплыл святитель Стефан Пермский. Местные пытались понять, как глубоко камень «сидит» в земле: копали, копали, дошли до глубины в три метра и решили бросить это дело.

Около камня установили поклонный крест. Иногда здесь проводят молебны. Говорят, что камень исцеляет тех, кто приложится к нему с искренним чувством. А еще рассказывают, что зимой он теплый. Проверить, правда это или нет, можно будет только через несколько месяцев.

Затерянные храмы

Деревня Коквицы – это очень красивое место, расположенное на холме, откуда открывается чудный вид на Вычегду. Единственное, что портит общее впечатление – это засилье борщевика. Кажется, что эти двухметровые гиганты везде. Здесь на холме еще сто лет назад располагалось два огромных храма, которые были закрыты, а затем уничтожены в 1928 году.

-2

- Когда родился, то храмов уже не было. Душа не успокаивалась. Я все время думал, мол, вот бы мне увидеть их. И вот я нашел единственную сохранившуюся фотографию храма. Распечатал, размножил. Меня переполняла такая радость, что я просто подходил к людям на улице и рассказывал о том месте, где они находятся, - рассказывает организатор нашего мини-путешествия, краевед Павел Яруков.

Храм Рождества Христова был построен в 1837 году. Рядом возвели второй храм в честь Параскевы Пятницы с высокой колокольней. Звон девяти колоколов был слышен на десятки километров! Вокруг деревни стояли еще четыре часовни.

-3

В начале XX века Коквицы стали духовным центом Усть-Выми: здесь появилось земское начальное училище. В это время в храм ходили более 2 тысяч человек! В 1898 году храм посетил великий князь Сергей Романов – дядя царя Николая II.

В общем, жизнь кипела вплоть 1928 года, когда вышел приказ закрыть церкви. Тогда кирпич из храма Рождества Христова погрузили на баржу и отвезли в Усть-Сысольск, а позже из него построили дом НВКД (дом жив и поныне, стоит сейчас на улице Советской в Сыктывкаре).

Источник в глубине леса

Там же в Коквицах есть источник имени святых Кирика и Улиты. Чтобы его найти, нужно идти 20 минут по полям, а затем свернуть в леса. Там неожиданно натыкаешься на глубокий овраг, где течет небольшой ручей и стоит поклонный крест красного цвета. Это и есть источник.

-4

Его восемь лет назад установил Павел Яркуков. По его словам, без чудес тут не обошлось. «Нас было трое. По частям дотащили крест до места дислокации, собрали его, попытались поднять, но не тут-то было. Нужна была рабочая сила, а откуда ей взяться? Тут откуда не возьмись из леса выходят четыре мужчины и женщина: они в этих краях собирали грибы. Наши новые знакомые спросили, мол, не нужна ли помощь? Конечно, нужна! Так и установили поклонный крест». А местные рассказывают, что вода в источнике действительно чудотворная, исцеляет от заболеваний.

Заречье

По пути мы побывали в старинном селе Семуково, где стоит не менее старинная церковь. Внутри вкусно пахнет известкой. Храм медленно, но восстанавливают. Правда ходят на службу не более двух человек. В Семуково всего около 50 дворов.

-5

Конечная и самая теплая точка путешествия – деревня Заречье. В ней круглый год живут четыре человека! Летом в полузаброшенной деревне людно, сюда приезжают бывшие жители, которые обосновались в городе. Они устроили для участников экскурсии настоящий праздник – трапезу под открытым небом у старинной недействующей церкви имени Илии Пророка, которая является памятником культуры и охраняется государством.

-6

Столы ломились от блюд. Это было также тепло и удивительно, как в старинных советских фильмах про дружные совхозы, где каждый за всех и все за одного. Люди говорили о том, что забывать коми деревню – нельзя. Она прекрасна, удивительна и бездонна. И поэтому очень больно смотреть на темные глазницы окон заброшенных домов, которые зарастают изнутри деревьями.