Локдаун остановил в России нормальную жизнь. Хуже всего приходится самой уязвимой для ковида группе населения – пенсионерам. Принимаемые меры должны их спасать, но пока выходит наоборот.
Гнусности нашего городка
Третьего дня в Самаре дело было. Женщина-врач на пенсии, в возрасте 77 лет должна была сделать второй укол прививки от коронавируса. Вакцина "Ковивак", если кому интересно. Так совпало, что первый укол она получала до наступления локдауна, а второй – уже после. Раньше она не прививалась, так как обследовалась дважды за последний год и дважды узнавала о высоком уровне антител от коронавируса.
До локдауна укол можно было сделать, что называется, в шаговой доступности. После – неожиданно выяснилось, что тот пункт вакцинации закрыт. В новый ближайший нужно ехать на общественном транспорте. Глядь – а действие социальных карт для пенсионеров приостановлено, потому что начальство в мудрости своей решило: гражданам старше 60 лет надо дома сидеть.
Ладно, добирается пожилая дама до поликлиники. Очередь на прививку, однако, – больше 40 человек. Да, записаться через "Госуслуги" для многих пожилых людей – задача более сложная, чем прийти и постоять в очереди. Начальство могло бы это принять во внимание, но не принимает. На 40 пожилых посетителей – десяток стульев, ждать приходится стоя.
Дальше, получив прививку, следует пойти "в 105-й кабинет" за получением сертификата о вакцинации. В 105-м тоже очередь, да к тому же ваши данные ещё не успели внести в базу данных, зайдите послезавтра. Послезавтра, благо температура после укола не поднималась, дисциплинированный доктор снова явилась в пункт вакцинации. В 105-й кабинет. За сертификатом. Сертификат ей очень нужен, потому что, напомню, пользоваться "Госуслугами" для получения пресловутого QR-кода ей сложнее.
Как вы думаете, выдали ей сертификат? Правильно – не выдали. Много вас тут ходит, не успеваем в компьютер вносить, нету пока данных о вашей вакцинации, приходите на следующей неделе. То есть приезжайте. Чтобы снова постоять в очереди. На общественном транспорте приезжайте. Или на такси. Социальная карта ваша по-прежнему не действует, потому что локдаун.
Что-то не так
Локдаун, если кто забыл, нужен, в первую (или во вторую? но точно не в третью) очередь (да, опять это прекрасное слово), чтобы обезопасить пожилых людей от заражения ковидом. Потому что пожилые – в группе риска. И вакцинация в первую очередь нужна – для того же самого. По официальному неоднократному заявлению начальства на уровне мэрии столицы, 86% (!) умерших от коронавируса – пожилые люди. Значит – локдаун для их безопасности и вакцинация для их безопасности. В Москве, в Самаре, в любой провинции. Везде. Сравните начальственные пожелания с описанным выше случаем и признайте: с локдауном что-то не так.
С локдауном что-то очень серьёзно не так в России. Он нужен для решения двух задач: снизить уровень заражения и стимулировать вакцинацию. И обе задачи он выполняет очень скверно.
Три уровня абсурда
Раз. Про безопасность пожилых. Требование властей: сидите дома, если вам больше 60 лет. Сидите дома с 60, несмотря на то что пенсионный возраст поднят до 65. Среди 60-летних очень много работающих – вероятно, уже большинство. В том числе – работающих на тех предприятиях, которые в связи с локдауном не закрываются. В том числе работников, которых (в том числе и в силу возраста, в силу неготовности пользоваться современными технологиями) трудно перевести на удалёнку. Результат начальственной мудрости: общественный транспорт, как и раньше, переполнен пожилыми людьми. Никакой системы контроля за тем, чтобы они сидели дома, практически нигде нет. Может, и хорошо, что нет: когда начальство начинает требовать выполнения своих требований, получается, как в Башкирии: полиция жестоко "пакует" пожилую женщину у всех на глазах, глава региона с каменным лицом говорит: правильно сделали. Умножает народную любовь и доверие к власти.
Два. Про воздействие на экономику. Начальство на этот раз постаралось закрыть всё, что можно (вплоть до комендантского часа в отдельных пока регионах!), но так, чтобы нанести экономике минимальный ущерб. Вот только под "экономикой" понимаются исключительно интересы крупных корпораций. В результате ущерб наносится частному, в первую очередь малому бизнесу – людям, которые зарабатывают себе на жизнь собственным трудом. Работают общественный транспорт и крупные предприятия с большим количеством сотрудников. Этим людям больше некуда выйти пообедать – закрыты все кафе. Им невозможно подстричься (хотя иные парикмахерские работают "с чёрного хода"). Им нельзя заниматься спортом – спортивные центры тоже закрыты. Почему-то продолжают работать музеи и театры. Видимо, лишённые в локдауне развлечений люди должны потянуться к культуре. Всё это – даже не про вредность предпринимаемых начальством мер. Всё ещё хуже – эти меры вызывают ощущение абсурда.
Три. Этот абсурд нужен, по идее, для того, чтобы стимулировать людей вакцинироваться. Очищенная от наслоений мысль начальства выглядит так: люди не хотят прививок, но прививки необходимы. До сих пор более или менее добровольно удалось привить только треть населения страны. Остальные мнутся. Они почувствуют, что прививка – путь к возвращению нормальной жизни, и согласятся на прививку. Правда что ли?
Новая пропаганда – старые ошибки
О том, что где-то там, наверху, вблизи от администрации президента России, принята такая стратегия, свидетельствует "утечка" в газете "Коммерсантъ", которую обсуждают политологи. Начальственную мысль о вакцинации реконструирует, например, политолог Сергей Марков:
Российские власти кардинально меняют политику пропаганды вакцинации. Потому что предыдущая система пропаганды вакцинации провалилась. Она была построена на запугивании смертью реципиента и других людей. В рамках этой линии большая часть новостей шла про ужасы эпидемии… Оказалось, что:
- Эта пропаганда привела к провалу темпов вакцинации.
- Эта пропаганда начала снижать рейтинги власти. Ведь если всё так плохо, значит власть плохо работает.
- Эта пропаганда вела к отторжению со стороны населения, которое стало выключать ТВ, не желая смотреть только про смерти и ужасы. И пошло в сети.
- Эта пропаганда ведёт к общественному расколу. К росту взаимной ненависти вакцинированных и невакцинированных.
Поэтому концепция была революционно изменена. Теперь пропаганда вакцинации начала строиться не вокруг спасения от смерти, а вокруг идеи возвращения к нормальной жизни. Привился – и спокойно ходи куда хочешь. Все привились – и открылись школы для ваших детей.
Согласно этой новой концепции уже кардинально изменились новости на ТВ. Теперь там не про кошмары эпидемии, а обычные новости.
Парадокс новой концепции в том, что болезней, смертей и ужасов стало в реальности больше, а говорить об этом стали намного меньше. Но так устроены управляемые информационные потоки.
Реконструкцию Сергея Маркова трудно назвать иначе, чем блестящей. Да, именно так сегодня и устроена государственная пропаганда. И в другом Марков прав: эта новая линия пропаганды оказывается в решительном противоречии с реальностью. Просто потому, что в реальности количество заражений (и, возможно, смертей) растёт параллельно с ростом количества вакцинированных. В России вакцинирована как минимум треть населения (официальные данные – более 50 миллионов человек привито двумя компонентами какой-нибудь из трёх вакцин). Значит, по идее, болеть должно только две трети? Значит, больных должно становиться меньше? Ничуть не бывало: за последние сутки почти 40 тысяч (!) случаев новых выявленных заражений. И 1,1 тысячи умерших.
Болезнь бьёт рекорд за рекордом. И эта тенденция – чем больше вакцинированных, тем больше больных, – прослеживается не только в России, но и в Великобритании, например, или в Эстонии (там 2 тысячи новых больных в сутки при миллионе населения – это хуже, чем в России).
Директор Института Гамалеи утверждает, что всему виной преступники. Среди умерших в реанимациях привитых 80% якобы имели поддельные сертификаты о вакцинации. Откуда он взял эти 80%, понять очень сложно: сплошного исследования явно никто не проводил. Но даже если бы и проводил: вы всерьёз считаете, что это заявление продвигает вакцинацию? Кстати, как в Эстонии и в Англии, – там тоже покупают сертификаты о прививках? Вроде не было таких сообщений…
Что с того?
Но самое главное в другом. Локдаун, который должен стимулировать вакцинацию, – для возращения к нормальной жизни! – эту функцию не выполняет. Ограничения вводятся, как и весной 2020 года, фактически для всех. Исключения имеют место – есть регионы, куда можно въехать только с сертификатом о прививке, есть регионы, в которых так работают гостиницы – но это исключения. Правило – сплошной запрет на нормальную жизнь. И одновременная пропаганда вакцинации.
В результате система не работает. Люди просто не чувствуют ни того, что прививка защищает, ни того, что она даёт возвращение отнятых прав. Зато ощущение, что над ними просто издеваются, становится всё более устойчивым.