Когда будущая мама узнала о своей беременности, необходимо стараться создать вокруг себя самые благоприятные условия.
Мы должны помнить, что уже на третьей неделе у эмбриона формируется нервная система. То как мы себя чувствуем, в каком психоэмоциональном состоянии мы находимся уже влияет на эту нервную систему, а соответственно и на качество речи, и вообще будет ли эта самая речь. Желательно на ранних сроках себя максимально беречь и лелеять. Не зря с беременными носятся, как с писаной торбой.
Вокруг нас постоянно огромное множество негативных факторов, которые могут повлиять на нашего ребенка, на его нервную систему, на его речь. Это и экология, и ссоры, и обстоятельства, которые вмешиваются в нашу размеренную жизнь.
Ребенок родился и первое на что нужно обратить внимание — это его крик. Крик должен быть громкий, пронзительный, чистый, если тихий и похож скорее на хныканье, то это повод пристальнее наблюдать за ребенком. Это одна из первых закономерностей развития речи малыша.
Ребенок растет, и к трем месяцам появляется первое «гуление», а также изменяется интонация крика, то есть ребенок уже криком может показать, что он хочет. И в этот момент мы замечаем, что мама понимает и как-будто различает все виды крика своего ребенка. Она уже знает, что делать, подходит к нему и удовлетворяет его просьбу. Любой ухаживающий взрослый, который присматривает за ребенком, может в этот момент различить что это за крик и чем он отличается от предыдущего.
Когда ребенок «гулит», желательно с ребенком также «агукать» эмоционально, вызывать в нем ответные реакции: первые улыбки, смех, визжание.
К шести месяцам у малыша появляется «лепет», малыш уже сам может вызывать родителя на общение через эмоции.
Обращайте внимание на сколько хорошо развивается слух малыша, как он прислушивается к новым звукам, или может каких-то боится, какие-то уже узнает.
Важно отмечать, как развивается речь малыша относительно моторики движений. Чем активнее становится ребенок, тем лучше развивается его речь. Например, он сначала «гулил», потом стал переворачиваться сам, начал держать голову, осматривать все, где-то ручками дотягивается, хватает и появляется потихоньку «лепет».
«Лепет» - это уже не просто звуко-подобные гласные. Это уже слоги: «ма-ма-ма-ма», «па-па-па-па», «пу-пу-пу-пу», и так далее. Ребенок уже садится, подтягивается, выравнивается. Звуки становятся ярче, их появляется больше, ребенок сам может сидеть, где-то уже на ножки вставать.
Сейчас модно заводить дневники развития ребенка и отмечать в них, когда он первый раз «агукнул», когда начал «лепетать», когда появились первые лепетные слова. Это здорово, ведь в случае возникновения каких-то проблем с развитием, вы можете показать свои записи специалисту. Часто сталкиваюсь на консультациях, что мамы точно не помнят этих периодов.
А что дальше? Ребенок уже встает, может, держась об опору, сделать несколько шагов, и тут появляются первые «прото слова»: ам-ам, бай-бай, неть, ту-ту, дай, иди, пить, и то самое «мама», которое уже не просто лепетное слово, а уже осознанное, например, протягивает ручку и говорит: «Мама», может быть ребенок хочет, чтобы вы его взяли или что-нибудь ему дали или он вам что-то дает.
В норме у ребенка от года до полутора лет должно быть в обороте около 20-ти слов, при этом это слова не только существительные, но и глаголы с какими-то просьбами. Пример описала выше. Ребенок должен уже уметь к вам обращаться. Он может знать много слов, но при этом никак их не использовать в коммуникации. В таком случае нужно проконсультироваться со специалистом по развитию речи.
В возрасте одного года важно обращать внимание на наличие указывающего жеста. Ребенок должен его использовать и показывать. Вы наверняка замечали у своих деток, что как только он научился указывать пальчиком, то его стало не остановить. Ведь малыш понял, что все вокруг него звучит по-разному и он тыкает вам пальчиком, показывает и просит это все озвучивать. Подыгрывайте ему, показывайте. Это своего рода зонд у ребенка, которым он изучает мир вокруг себя.
Когда ребенок уже делает свои шаги самостоятельно, то есть без опоры, происходит скачок в развитии речи, появляются простые фразы: «дай пить», «иди сюда», «не буду», «мама, отдай» и т.д.
Примерно к двум с половиной годам (крайний срок) ребенок должен общаться с другими людьми фразами. Если этого нет - бьем тревогу! Мы бежим к специалистам узнавать в чем причина, почему ребенок до сих пор не заговорил фразами. Не ждём 3-х, 4-х, 5-ти лет. Идем и выясняем причины что случилось, почему так.
На консультации специалист обязательно выяснит насколько ребенок понимает обращенную к нему речь.
В два с половиной года ребенок должен выполнять двухступенчатые инструкции. Например, «Маша, иди возьми яблоко и кинь его в корзину» - два действия или «Возьми пирамидку и положи под стол» и так далее. Это своего рода показатель. Есть ли понимание у ребенка множественного числа, например, «возьми шарик и возьми шарики», то есть к трем годам ребенок должен уверенно показывать где одно, а где много, где мало-где много.
Ребенок должен понимать предлоги, например, «Возьми карандаш и положи его в колодец или положи его за колодец или положи его перед колодцем или под колодец». К трем годам ребенок должен разбираться в этом и понимать такие инструкции.
Также к трем годам ребенок должен понимать значение косвенного падежа: «Чем ты чистишь зубы?», ребенок вам показывает зубной щеткой или «Чем ты покормил корову?» и он говорит сеном, ну и так далее. Это свидетельствует о достаточном уровне понимания речи и очень часто к специалисту приходят родители с запросом что он не говорит, но при этом они четко уверены, что он все понимает и просто не разговаривает. Специалист всегда проверит уровень понимания речи и оценит его.
К трем с половиной - четырем годам ребенок свободно общается, может выслушать текст, понять его, вычленить какие-то важные моменты в этом тексте, речь ребенка становится все богаче. И к шести с половиной годам ребенок просто пополняет свой словарь. Он активно пользуется вопросами: почему и зачем, он и сам отвечает на такие вопросы. Если вопрос «почему», он говорит «потому что», то есть ребенок правильно использует слова союзы, умело с ними обращается.
К школьному возрасту ребенок уже понимает простой юмор и может его использовать. Чем старше ребенок становится, тем больше он понимает переносный смысл, иронию, возможно какой-то сарказм. На диагностике готовности к школе проверяют, понимает ли ребенок метафоры, пословицы и поговорки. Насыщайте речь ребенка такими вещами, объясняйте ему значения поговорок, пословиц, употребляйте слова, имеющие одинаковое звучание, но разные значения, играйте в антонимы и синонимы, играйте в словесный пинг-понг, придумывайте разные слова и небылицы. Это все придает речи ребенка стиль, его становится интересно слушать. У детей, у которых подвешен язык, обычно много друзей, он общительный и легко заводит знакомства.
Мне очень хочется, чтобы ваши детки росли счастливыми! Чтобы каждый малыш каждого родителя был услышанным, ведь это в наших руках, правда?
Видео версия статьи:
Спасибо за внимание!
Ставьте лайк, если вам понравилась статья.
Есть вопросы? Напишите в комментариях. Буду признательна.
Поддержать канал - https://clck.ru/XCGxa
Карина Смит в VK - https://vk.com/karinasmith_kids
Карина Смит в Rutube - https://clck.ru/YaNG2
Карина Смит в Телеграмм - https://t.me/karinasmith_kids
Карина Смит в Instagram - https://clck.ru/WTzrwКарина Смит в Facebook - https://clck.ru/YaGvA