Нынче продавцы идут со своими товарами на маркетплейсы, в Инстаграм и арендуют площади в ТЦ. А как была устроена жизнь купца в дореволюционной Москве начала 20 века? Сильно ли она отличалась от нашей? Проживем с купцом один день и узнаем, как можно было «заказать» извозчика и зачем в лавках держали «мальчиков».
Утро: время молитвы и калачей
Раннее утро, светает, купец просыпается с петухами. Что сделать первым делом? Правильно, перекрестить лоб. День начинался не с просмотра соцсетей и даже не с зарядки, а с молитвы — либо перед домашними иконами, либо в церкви — как правило, по праздникам. Вспомним Александра Островского: «У нас праздник начинается с четырех часов утра: в четыре часа все порядочные люди, восстав от сна, идут к обедне».
После службы — домой, чай пить с калачами, маслом да икрой. Особенно славились калачи на мытищинской воде булочника Филиппова — их поставляли даже к императорскому столу в Санкт-Петербург.
Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. Пробовали печь на месте, да не выходило, и старик Филиппов доказывал, что в Петербурге такие калачи и сайки не выйдут.
— Почему же?
— И очень просто! Вода невская не годится! Кроме того, — железных дорог тогда еще не было, — по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах, — и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.
От калачей пошло выражение «дойти до ручки» — так говорили про человека, обедневшего настолько, что он был вынужден съедать и ручку от калача, которую обычно выкидывали — ведь за нее держались грязными руками.
Чай купец пьет долго, пока не настанет пора ехать «на работу» — например, в свои лавки в Гостином дворе. Если есть свой выезд, то есть свои лошади, то велит запрягать, а если содержать их невыгодно — добро пожаловать к извозчикам.
Приказчик, конечно, отправлялся на службу спозаранку — лавку открывал именно старший приказчик, а не сам хозяин. Были еще младшие приказчики и так называемые «мальчики» — зачастую уже взрослые парни, стоявшие на входе в лавку и рассылаемые с мелкими поручениями — отнести барышне покупку, сбегать в трактир за закуской.
Как надо было вызывать такси извозчика
В начале прошлого века на улицах Москвы работала 21 тысяча извозчиков — без оперативных менеджеров, контроля за заказами и мгновенного расчета времени в пути. Тут уж как Бог даст — заторы на дорогах случались и в то время.
Вот как описывает стоянку тогдашнего «такси» Владимир Гиляровский, великий знаток дореволюционной Москвы:
Вдоль всего тротуара — от Мясницкой до Лубянки, против «Гусенковского» извозчичьего трактира, стояли сплошь — мордами на площадь, а экипажами к тротуарам — запряжки легковых извозчиков. На морды лошадей были надеты торбы или висели на оглобле веревочные мешки, из которых торчало сено. Лошади кормились, пока их хозяева пили чай. Тысячи воробьев и голубей, шныряя безбоязненно под ногами, подбирали овес.
Из трактира выбегали извозчики — в расстегнутых синих халатах, с ведром в руке — к фонтану, платили копейку сторожу, черпали грязными ведрами воду и поили лошадей. Набрасывались на прохожих с предложением услуг, каждый хваля свою лошадь, величая каждого, судя по одежде, — кого «ваше степенство», кого «ваше здоровье», кого «ваше благородие», а кого «вась-сиясь!»
«Вась-сиясь» — это «Ваше сиятельство», форма обращения к князьям и графам, иронично используемая извозчиками.
День в Гостином дворе: проверка книг и товара
Ну, пора и за дело приниматься. Его в хозяйской лавке невпроворот: надо проверить доходные и расходные книги, да и сам товар тоже, понаблюдать за работой приказчиков и мальчишек, а еще почетных покупателей уважить надобно — лично показать приглянувшийся аршин ткани иль заморские сладости.
Торговля в Москве была широко развита — от бесчисленного множества лавок в Гостином дворе с подвалами для хранения товара до торговых рядов, базаров и торжков с разнообразнейшими товарами. Вот как описывал Охотный ряд Гиляровский:
Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара, стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками, наполненными всевозможными продуктами. ‹…› Мясные и рыбные лавки состояли из двух отделений. В первом лежало на полках мясо разных сортов — дичь, куры, гуси, индейки, паленые поросята для жаркого и в ледяных ваннах — белые поросята для заливного. На крючьях по стенам были развешаны туши барашков и поенных молоком телят, а весь потолок занят окороками всевозможных размеров и приготовлений — копченых, вареных, провесных. Во втором отделении, темном, освещенном только дверью во двор, висели десятки мясных туш. Под всеми лавками — подвалы. Охотный ряд бывал особенно оживленным перед большими праздниками.
Поработали — пора и честь знать, домой возвращаться. А там обед — если дома обеда не делали, то можно послать в трактир за ухой.
Ставьте лайки 👍 и пишите комментарии, если хотите узнать, как московские купцы проводили вечера.
По материалам: Александр Островский «Замоскворечье в праздник», Владимир Гиляровский «Москва и москвичи», Иван Шмелев «Лето Господне».
На курсе «История России в ХХ веке: эпоха крайностей» вместе с главным специалистом Российского государственного архива социально-политической истории Сергеем Соловьевым разберемся, как изменилась наша страна за последние сто лет. Исследуем источники и учимся наполнять смыслом факты, даты и имена. Старт курса — 2 ноября, но можно присоединиться и позднее.
#история россии #история 20 века #москва #купечество #искусство #живопись