Найти тему
Level One

Как выглядел день московских купцов сто лет назад. Показываем на картинах Кустодиева

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год
Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год

Нынче продавцы идут со своими товарами на маркетплейсы, в Инстаграм и арендуют площади в ТЦ. А как была устроена жизнь купца в дореволюционной Москве начала 20 века? Сильно ли она отличалась от нашей? Проживем с купцом один день и узнаем, как можно было «заказать» извозчика и зачем в лавках держали «мальчиков».

Утро: время молитвы и калачей

Раннее утро, светает, купец просыпается с петухами. Что сделать первым делом? Правильно, перекрестить лоб. День начинался не с просмотра соцсетей и даже не с зарядки, а с молитвы — либо перед домашними иконами, либо в церкви — как правило, по праздникам. Вспомним Александра Островского: «У нас праздник начинается с четырех часов утра: в четыре часа все порядочные люди, восстав от сна, идут к обедне».

Церквей в Москве начала 20 века было великое множество — «сорок сороков»
Церквей в Москве начала 20 века было великое множество — «сорок сороков»

После службы — домой, чай пить с калачами, маслом да икрой. Особенно славились калачи на мытищинской воде булочника Филиппова — их поставляли даже к императорскому столу в Санкт-Петербург.

Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. Пробовали печь на месте, да не выходило, и старик Филиппов доказывал, что в Петербурге такие калачи и сайки не выйдут.

— Почему же?
— И очень просто! Вода невская не годится! Кроме того, — железных дорог тогда еще не было, — по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах, — и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.
-3

От калачей пошло выражение «дойти до ручки» — так говорили про человека, обедневшего настолько, что он был вынужден съедать и ручку от калача, которую обычно выкидывали  — ведь за нее держались грязными руками.

Чай купец пьет долго, пока не настанет пора ехать «на работу» — например, в свои лавки в Гостином дворе. Если есть свой выезд, то есть свои лошади, то велит запрягать, а если содержать их невыгодно — добро пожаловать к извозчикам.

Апполинарий Васнецов. «Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке», 1926
Апполинарий Васнецов. «Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке», 1926

Приказчик, конечно, отправлялся на службу спозаранку — лавку открывал именно старший приказчик, а не сам хозяин. Были еще младшие приказчики и так называемые «мальчики» — зачастую уже взрослые парни, стоявшие на входе в лавку и рассылаемые с мелкими поручениями — отнести барышне покупку, сбегать в трактир за закуской.

Как надо было вызывать такси извозчика

В начале прошлого века на улицах Москвы работала 21 тысяча извозчиков — без оперативных менеджеров, контроля за заказами и мгновенного расчета времени в пути. Тут уж как Бог даст — заторы на дорогах случались и в то время.

Извозчик поит лошадь водой, 1924
Извозчик поит лошадь водой, 1924

Вот как описывает стоянку тогдашнего «такси» Владимир Гиляровский, великий знаток дореволюционной Москвы:

Вдоль всего тротуара — от Мясницкой до Лубянки, против «Гусенковского» извозчичьего трактира, стояли сплошь — мордами на площадь, а экипажами к тротуарам — запряжки легковых извозчиков. На морды лошадей были надеты торбы или висели на оглобле веревочные мешки, из которых торчало сено. Лошади кормились, пока их хозяева пили чай. Тысячи воробьев и голубей, шныряя безбоязненно под ногами, подбирали овес.
Из трактира выбегали извозчики — в расстегнутых синих халатах, с ведром в руке — к фонтану, платили копейку сторожу, черпали грязными ведрами воду и поили лошадей. Набрасывались на прохожих с предложением услуг, каждый хваля свою лошадь, величая каждого, судя по одежде, — кого «ваше степенство», кого «ваше здоровье», кого «ваше благородие», а кого «вась-сиясь!»

«Вась-сиясь» — это «Ваше сиятельство», форма обращения к князьям и графам, иронично используемая извозчиками.

День в Гостином дворе: проверка книг и товара

Ну, пора и за дело приниматься. Его в хозяйской лавке невпроворот: надо проверить доходные и расходные книги, да и сам товар тоже, понаблюдать за работой приказчиков и мальчишек, а еще почетных покупателей уважить надобно — лично показать приглянувшийся аршин ткани иль заморские сладости.

Борис Кустодиев. «В торговых рядах», 1916 год
Борис Кустодиев. «В торговых рядах», 1916 год

Торговля в Москве была широко развита — от бесчисленного множества лавок в Гостином дворе с подвалами для хранения товара до торговых рядов, базаров и торжков с разнообразнейшими товарами. Вот как описывал Охотный ряд Гиляровский:

Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара, стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками, наполненными всевозможными продуктами. ‹…› Мясные и рыбные лавки состояли из двух отделений. В первом лежало на полках мясо разных сортов — дичь, куры, гуси, индейки, паленые поросята для жаркого и в ледяных ваннах — белые поросята для заливного. На крючьях по стенам были развешаны туши барашков и поенных молоком телят, а весь потолок занят окороками всевозможных размеров и приготовлений — копченых, вареных, провесных. Во втором отделении, темном, освещенном только дверью во двор, висели десятки мясных туш. Под всеми лавками — подвалы. Охотный ряд бывал особенно оживленным перед большими праздниками.

Поработали — пора и честь знать, домой возвращаться. А там обед — если дома обеда не делали, то можно послать в трактир за ухой.

Ставьте лайки 👍 и пишите комментарии, если хотите узнать, как московские купцы проводили вечера.

По материалам: Александр Островский «Замоскворечье в праздник», Владимир Гиляровский «Москва и москвичи», Иван Шмелев «Лето Господне».

На курсе «История России в ХХ веке: эпоха крайностей» вместе с главным специалистом Российского государственного архива социально-политической истории Сергеем Соловьевым разберемся, как изменилась наша страна за последние сто лет. Исследуем источники и учимся наполнять смыслом факты, даты и имена. Старт курса — 2 ноября, но можно присоединиться и позднее.

#история россии #история 20 века #москва #купечество #искусство #живопись