Стремительный бросок индийской армии к Дакке (столица Бангладеш) в войне 1971 года был обеспечен оперативным вертолётным десантом через реку Мегхна. Советские Ми-4 открыли дорогу к крупнейшему городу Восточного Пакистана для IV индийского корпуса.
Река Мегхна
Мегхна - одна из трёх рек, формирующих дельту Ганга — самую крупную дельту в мире. В отличие от большинства рек, текущих через Бангладеш в Бенгальский залив, Мегхна не питается ледниками в Гималаях. Она является наиболее широкой из них, достигая максимальной ширины в 12 км в округе Бхола.
Мегхна образуется в результате слияния нескольких быстрых потоков, которые спускаются на равнины Бангладеш, едва возвышающиеся над уровнем моря, с холмов восточной Индии - области, получающей самые большие муссонные осадки в мире. Во время сезона дождей река раздувается, выходит из берегов и заливает большую часть страны.
Когда индийская армия вошла в Восточный Пакистан в декабре 1971 года, ей удалось избежать "муссонной волны", однако Мегхна всё равно представляла собой практически не преодолимую с ходу преграду для сухопутных войск Индии.
Планы сторон на Восточном фронте
Индия
IVкорпус индийской армии, штаб которого располагался в Агартале, под командованием генерал-лейтенанта Сагата Сингха, ветерана Второй мировой войны, а также войн Индии с Пакистаном и Китаем, получил задание двинуться в Восточный Пакистан и "обеспечить безопасность" территорий к востоку до реки Мегхна.
Силы под командованием Сагат Сингха должны были изолировать город Силхет на северо-востоке Восточного Пакистана, захватить районы вокруг него, захватить Читтагонг на юго-востоке и занять территорию к востоку от Мегхны. При этом IV корпус находился ближе всего к Дакке, столице Восточного Пакистана. От Дакки до "выступа Трипура", вдающегося в территорию нынешней Бангладеш, всего 80 километров. Но в задачах IV корпусу Дакка не упоминалась. Первоначально она входила в "сферу ответственности" II корпуса (в апреле 1945 года товарищ Сталин просто стёр разграничительную линию между 1-м Белорусским и 1-м Украинским фронтами), но главной целью на картах не значилась.
Пакистан
Основной задачей на Восточном фронте Пакистан считал затягивание конфликта, чтобы задержать индийские силы восточнее Мегхны как можно дольше, пытаясь вынудить США и Китай вмешаться в конфликт на своей стороне в той или иной форме. Для этого пакистанская армия заняла ключевые точки, в первую очередь города, транспортные узлы, мосты и места, удобные для устройства переправ, и превратила их в "крепости" – мощнейшие узлы сопротивления с бетонными бункерами. Войска были обеспечены продовольствием на 45 и боеприпасами на 60 дней активных боевых действий.
Ход событий
К 8 декабря, через девять дней после начала войны, силы Сагат Сингха быстро продвигались к Мегхне. Города Ахаура, Даукханди и Чандпур, к востоку от реки, были захвачены после ожесточенных боев, а Силхет и Читтагонг взяты в осаду.
Индийские войска подошли к Ашуганджу, который находился на восточном берегу реки Мегхна и был одним из пунктов, превращенных пакистанской армией в "крепость". Единственный мост, длиной около километра, находился в Ашугандже и удерживался пакистанскими войсками. Только через него индийские войска могли двинуться к Дакке. Однако Сагат Сингх не только не получил приказа попытаться переправиться на западный берег реки, но и дважды – 7 и утром 8 декабря - был предупреждён генерал-лейтенантом Джагджитом Сингхом Авророй, возглавлявшим Восточное командование индийской армии, пока не думать об этом.
Мост
Выполнив основные задачи на восточном берегу реки Мегхна, Сагат Сингх обратил своё внимание на столицу Восточного Пакистана. Однако Ашугандж, где находился железнодорожный мост на Дакку, все еще был под контролем Пакистана. Когда индийцам оставалось всего 150 метров до моста, они попали под шквальный огонь пакистанцев. Из-за растущих потерь при отсутствии значительной артиллерийской поддержки индийские войска ослабли натиск, а затем отошли.
Ужасающие воды реки Мегхны угрожали сделать Дакку недостижимой целью для IV корпуса индийской армии на достаточно долгое время и создать тупиковую ситуацию в пользу Пакистана. IIкорпус (по разным причинам) на проявил особой прыти на пути к столице ВП.
Чтобы не увязнуть в позиционных боях с пакистанской армией за Ашугандж и мост через Мегхну, Сагат Сингх решил перебросить свои силы через реку по воздуху, а затем двинуться на Дакку, оставив у себя в тылу гарнизон противника. К тому же пакистанцы взорвали мост, боясь не удержать его в ходе следующей атаки индийцев, а средств для форсирования реки у IV корпуса не было.
Воздушный мост
Операция была запланирована и проведена в ночь с 8 на 9 декабря 1971 года. Первые вертолёты поднялись в воздух еще до сумерек, а затем на Землю опустилась тьма.
Для высадки индийских войск было выбрано безопасное место в районе Райпура, расположенном почти в 2 км к западу от реки Мегхна вне досягаемости пакистанской артиллерии.
Операция должна была быть проведена с использованием якобы устаревших вертолетов Ми-4 110-го вертолетного полка ВВС Индии. Ми восьмых на всю индийскую армию не хватало.
Индийские коммандос из первой партии десанта организовали "жиденькую" круговую оборону места высадки и обозначили посадочные площадки карманными фонариками без отражателей в виде букв "Н".
Поначалу Ми-4 принимали на борт по 14 бойцов, но затем, уменьшив количество топлива в баках для облегчения машин, пилоты стали брать по 23 человека.
Первый этап операции длился с 16:30 восьмого до 3:00 девятого декабря, выполнено было 110 вылетов. В течение следующих 36 часов было совершено 409 вылетов, через воздушный мост было переброшено около 5000 военнослужащих и 51 тонна грузов.
Силы десанта обеспечили возможность 73-й индийской бригаде форсировать Мегхну на "подручных" средствах – лодках и речных судах.
Закрепившись в Райпуре, индийские войска двинулись к Нарсингди, взяли его, а затем и Даудканди с Байддер-Базаром. Уже 15 декабря 1971 года путь с востока на Дакку был открыт.
Заключение
"Никто не смотрел технические характеристики и грузоподъёмность машин. Мы просто загрузили вертолёты и "уговорили" их взлететь. Очень повезло, что не разбились. Я могу вам с уверенностью сказать: Ми-4 не подкачали - какая замечательная лошадка" – писал позже участник этой операции лейтенант Пушп Кумар Вайд, награждённый за неё Вир Чакрой.
Советские Ми-4 стали одними из "скальпелей", которыми Индия сделала "кесарево сечение" старому Пакистану, помогая появиться на свет новому государству – Бангладеш.
Если показалось интересно - жмите на кнопочку "нравится" (кулачок с пальчиком к верху), подписывайтесь, пишите комментарии.