Поговорка «Один в поле не воин», верна, но отчасти. Представьте, каково было проповедовать слово Божие в Братске, городе всесоюзной комсомольской стройки. Перед полнейшими атеистами говорить о Боге. И вот атеисты дают деньги на храм, помогают строительными материалами. Велик наш многострадальный народ. Воистину велик. Батюшка был единственным на весь центральный Братск, а это ведь большой промышленный город. Тысячи людей шли в храм: кому покреститься, кого исповедовать, кому прочитать молитвы в последний путь. Повторюсь – это многие тысячи людей, а он-то один. Как выдержал? Это даже представить невозможно, а он выдержал. Лишь позже отцу Андрею стало полегче, когда стали присылать в помощь новых священников.
Около тридцати лет служения, перечислить, что сделано отцом Андреем за эти годы невозможно, поверьте, просто невозможно и всё. На вид был батюшка словно богатырь, настоящий Илья Муромец, высокий, сильный, воин Христов.
Начало очерка здесь
Приведу лишь те факты, о которых знаю. Храм «Всех Святых в земле Российской просиявших» стал для города на тот момент центральным храмом. Расположенный в лесу стараниями отца Андрея, красивый храм по-настоящему радовал людей. Отец Андрей основал воскресную школу в Братске. Начал строительство храма Рождества Христова в центре города. Стараниями и великими трудами отца Андрея во многих посёлках, деревнях Братского района появились православные храмы. Сколько было его молитв, так нужных людям, выступлений в тюрьмах, больницах, школах! В последние годы давалось всё это сложнее, болело сердце, такую нагрузку никто бы не выдержал. А вот основать сестричество при храме – это уже самый настоящий подвиг отца Андрея. Из интервью о. Андрея Огородникова: «За последнее время наш приход значительно увеличился, из него уже вышло немало священников. <…> В настоящее время многие учатся в семинариях. Без Бога мы не в силах творить ничего. Поэтому всякое дело зиждется на молитве. Мне думается, что история нашего храма не отличается от других церквей. Когда шла молитва – шла и работа, глохла молитва – глохла и работа. Вообще вся наша жизнь состоит из трудностей и искушений, ведь если бы не было испытаний, не было бы и святых».
Мой старший сын Виктор, как и очень многие молодые люди в нашей России, задаёт такой вопрос: «Почему батюшки на дорогих машинах разъезжают»? И я рассказал сыну об отце Андрее: «В те тяжелейшие, саднящие людские души нашего народа девяностые годы отец Андрей с помощниками поехали в Первопрестольную купить иконы для храма. Весь день они проходили по Москве, и батюшка веселил своих прихожан разными случаями из жизни. И вот, наконец, к вечеру они пришли в гостиницу для ночёвки. Все улеглись спасть, а одна прихожанка встала по каким-то делам и увидела в другой комнате страшную картину: отец Андрей снял сапоги, они были полны крови. Оказывается, у доброго нашего пастыря сильно болели ноги, гноились и кровили раны, и когда прихожанка от страха охнула, отец Андрей, поглядев на неё, улыбнулся и успокоил».
После рассказа, ошеломлённый услышанным, сын ответил, что к такому священнику он бы пошёл.
Однажды у отца Андрея сильно заболела жена, врачи отказались от неё. Тогда батюшка до полуночи стал молиться Богу. Во сне к батюшке пришли святые люди. После этого жена, выздоровев, родила ему ещё двух сыновей. Всего же у батюшки четверо сыновей, теперь есть и внуки.
Стараниями отца Андрея началось строительство церквей в Братском районе: Никольской в г. Вихоревка, церкви во имя Иверской иконы в пос. Покосном, Свято-Троицкой в пос. Тангуй, Никольской церкви в пос. Озёрном. И все эти церкви были построены и ныне промыслом Божиим действующие.
Из интервью о. Андрея Огородникова: «У Бога есть всё. Бог в одночасье может всё сделать. Но пока есть возможность жертвовать, творить добро, надо пользоваться этим временем. Жизнь протекает как одна минута. Самое главное в жертве, что Бог даёт за неё добрую душу. Через делание добрых дел Бог нашу душу украшает. Я знал множество коммерсантов, несчастных людей, которые имели достаток, а потом приходили к пониманию, что не для того жили. С женой не ладно, дети не по тому пути пошли. Потому, что в сытости нет благополучия. Много соблазнов, искушений. <… > С помощью Божией люди исправляются, люди меняются».
Помню, в Карахуне мы ночевали в дому, который предоставили нам прихожане. Были отец Андрей, поэт, инвалид-колясочник Юра Розовский, водитель Сергей и я. Вечером разговаривали о жизни, молились. И вот раннее утро, предстояло выступление в Карахунской школе. Батюшка поднялся раньше всех, подошёл ко мне: «Не замёрз ли ты, Толенька? И вдруг начал укрывать меня своим одеялом. Я, на ту пору будучи пятидесятилетним мужиком, отвечаю: «Да что ты, батюшка, вы меня и так возле печки положили спать». Вот такая отцовская забота трогает душу во все времена, сколько бы ни жило человечество на земле, и мне очень повезло в жизни, что Господь послал такого друга. Видно, за холодное барачное детство мне это или ещё за что, не ведаю. Поднимаемся, молимся, и батюшка вдруг: «А как ты, Анатолий, относишься к лапше «Ролтон»? Отвечаю, что ем всё, что имеется из провианта. Вдруг вижу: батюшка открывает банку воистину народных консервов «Сайра». Говорю ему, де, непостное. Добрый священник, улыбаясь, отвечает: «Мы в путешествии, в дороге, можно, Толенька, можно».
Нельзя было оторвать восхищённый взор от храма Николая Чудотворца в Озёрном. Наикрасивейший храм, а прихожане то и дело твердили нам с Юрой, что без Батюшки ничего бы не было. Это действительно достопримечательность Озёрного… Не было нас тогда дома два дня, переживал, что жена Ирина будет поругивать. Едем из Карахуна к переправе, восхищённые тем, какие удивительные дети живут в деревнях. Только мы вошли в школу, и тут же все от мала до велика начали с нами здороваться. Бежит маленькая девчушечка и громко так: «Здрасьте!», за нею мальчонка щупленький, и тоже громко: «Здрасьте!» В городских школах такого давно нет, чтобы ты зашёл в школу и с тобою все здоровались. Тронули до слёз слова одной ученицы: «Как же вы, бедные писатели, к нам в такую глушь доехали?»
Дорога до Карахуна действительно непроста. Сибирь-матушка – не дорога, а одно направление. Вдруг батюшка говорит Сергею остановить машину, оказалось, он увидел возле дороги большой белый гриб. Отцу Андрею карахунские прихожане подарили двух только что выловленных щук. Одну он отдал Сергею, у которого больше десяти детей, другую мне. Прихожане подарили мне банку икры из маслят и сушёных белых грибов. Приезжаю я домой, думаю, жена будет ругать. Достаю из большой сумки щуку, сушёные белые грибы, икру из маслят. Глядит на всё это моя Ирина и вдруг спрашивает: «А когда, Толик, следующая твоя поездка»?
Собирать грибы – дело во все времена интересное. В военные годы грибы спасли нашу забедованную Отчизну от голода, это все мы помним крепко и знаем от наших бабушек. Сидим в деревне, одна бабушка потчует нас чаем, угощает шибко понравившейся мне икрой из маслят. Батюшка видит, как я уплетаю варёную картошку с грибами, улыбается и говорит: «Ты, Толя, словно дитя малое, всему рад, молодец». Бабушка та поведала нам историю, как пошла однажды в лес, а там медведь на неё вышел. Помолилась и пошла домой, медведь не тронул. Поразило другое – на следующий день она снова пошла за грибами на то же место. Как-то и батюшка в лесу немного заплутал, об этом мне поведали деревенские прихожане. Стихотворение об этом я написал, когда батюшка уже отошёл ко Господу и покоился в лесу возле родного храма:
В лесу заблудился священник
И тихо молитвы творил.
Наш добрый, простой исповедник.
Молясь, он о нас говорил.
Тревожило сердце больное:
– Ведь ищут, ведь ищут меня.
Лес дело заладил грибное,
В свои кладовые маня.
А батюшку вправду искали,
Волнуясь, кричали в лесу.
Грибочков помногу набрали.
Ногами топтали росу.
И батюшка вдруг появился –
Великая радость всем нам!
Удаче грибной подивился
И нашим открытым словам.
А в чаще лесной одинокой
Андрей наш молился в тиши
Душевною мыслью глубокой:
– Господь! Как идти? Укажи!
Как дети, к нему мы прижались.
Улыбкой он всех одарил.
Казалось, что мы причащались.
Вдруг дождик сошёл, окропил
Нас каплями, будто елеем,
Господнею волей средь дня.
– О Господи! Мы молодеем! –
Кричали, тоску отгоня.
В лесу заблудился священник
И тихо молитвы творил.
Наш добрый, простой исповедник.
Молясь, он о нас говорил.
Продолжение здесь
Project: Moloko Author: Казаков Анатолий
Начало очерка здесь