Итак, официально объявлено, что группа Deep Purple в ноябре 2021 выпустит альбом, состоящий исключительно из чужих композиций, спетых и сыгранных с потрясающим мастерством, присущим этим великим музыкантам. Об этом красноречиво говорит пилотный сингл с альбома - композиция группы Love "Seven & Seven Is". Интересный выбор!
Вспоминается, что эту песню записал в своё время другой артист первой величины - Alice Cooper, включив её в свой альбом "Special Forces" (1981). Тоже неплохо получилось.
Впрочем, Купер нечасто исполнял чужие песни, и тем более в его активе нет целого альбома "каверов". А мы сегодня поговорим именно о таких альбомах, ведь Deep Purple - далеко не первые, кому в голову пришла такая идея. Мы не берем в расчет всевозможные "трибьют-альбомы", пекущиеся как пирожки при помощи музыкантов-поденщиков. Нас интересуют только звезды, поющие произведения других звезд. Но для начала - небольшой экскурс в историю. На заре рок-музыки репертуар всех групп состоял из перепевок популярных песен (как правило, американских). The Rolling Stones, The Animals, Manfred Mann, Pretty Things и иже с ними шпарили ритм-энд-блюзовую классику с восторгом первопроходцев. Положение изменилось, когда Джон Леннон и Пол Маккартни начали сочинять собственный материал, а за ними потянулись и другие - дельце-то оказалось выгодное! Так появилось поколение творцов, которые сумели раскрыть свой талант как сильные (а зачастую и гениальные) авторы, выведя рок-музыку в авангард искусства и сделав её грандиозным культурным явлением. К семидесятым годам записывать каверы стало совсем немодно, все ведь были молоды, амбициозны и фонтанировали идеями (не то что сейчас). По иронии судьбы одним из первых музыкантов того времени, выпустившим альбом перепевок, стал признанный новатор Дэвид Боуи со своей пластинкой Pin Ups (1973).
Боуи включил в свой альбом композиции The Who, Pink Floyd, Kinks, Yardbirds и других исполнителей, которые вдохновляли его в молодости - такой подход практиковали впоследствии и другие музыканты, решившие показать себя в качестве интерпретаторов. При этом Дэвид исполнял произведения близко к оригиналу, чего в дальнейшем многие старались избежать. Правда, у Боуи всё равно получилось по-своему, и спрятать свою могучую индивидуальность ему не удалось.
Практически одновременно с Боуи подобный трюк провернул лидер группы Roxy Music - непревзойденный интерпретатор Брайан Ферри со своим диском These Foolish Things. Ферри и в дальнейшем неоднократно записывал подобные альбомы, а вот Боуи хоть и собирался сделать вторую часть своих Pin Ups, так и не сподобился.
После этих двоих рок-эстетов обратимся к музыканту совсем иного толка. Дэн Маккаферти, простой шотландский парень, был вполне счастлив в своей группе Nazareth, которая в 1975 году находилась на пике успеха. Однако хриплоголосый вокалист счёл, что пора ему записать свой собственный альбом. Сказано - сделано, только вот трудиться над сочинением песен Маккаферти не стал, так как понимал, что ему трудновато будет тягаться с тем же Мэнни Чарльтоном, который был основным композитором в "Назарете". Поэтому Дэн поступил просто: исполнил охапку хитов из репертуара The Rolling Stones, Боба Дилана, Нила Янга и других звезд, в основном американских. Ему удалось органично вписаться в разноплановую стилистику и склеить при помощи своего голоса симпатичную мозаику из ритм-энд-блюза, рэгги, кантри и т. д., и даже эстрадный номер Stay With Me Baby, записанный с оркестром, не выглядел там чужеродным. С душой сделана пластиночка и слушается на ура.
Произведения Боба Дилана можно встретить в репертуаре самых разных исполнителей - пожалуй, никого так часто не "каверили", как его. Ещё в далеком 1969 году британская группа Hollies выпустила альбом с красноречивым названием "Hollies Sing Dylan", целиком составленный из песен будущего нобелевского лауреата. А в 2007 году вышли сразу два подобных диска: один принадлежал уже упоминавшемуся Брайану Ферри и назывался "Dylanesque", а второй - "Masters Of War" был записан американской группой Mountain при гостевом участии небезызвестного Оззи Осборна, спевшего заглавную композицию. Нечего и говорить, что утонченный эстет Ферри и хард-роковый громила, человек-гора Лесли Вест продемонстрировали прямо противоположный подход к исполнению песен маэстро, при этом и песни они выбрали разные: единственное пересечение в трек-листах - знаменитая "А времена-то меняются". Богатый каталог у Дилана, просто кладезь шедевров - перепевай не хочу.
Однако шотландец Фиш, когда-то певший в Marillion, а затем вступивший на сольную стезю, в свой альбом каверов "Songs From The Mirror" (1993) Дилана не взял - у него оказались иные предпочтения. Вполне предсказуемо там оказалась композиция Genesis - группы, с которой Marillion в их раннюю пору часто сравнивали. Кроме того, там были песни Moody Blues, Argent, Pink Floyd - дань уважения арт-року. А родной Шотландии Фиш воздал дань, исполнив песни великого рок-фигляра Алекса Харви и не менее великой фолк-певицы Сэнди Денни. Отличные "ковры", сотканные с большим вкусом.
А вот заслуженный работник тяжмета, безумец и весельчак Оззи Осборн, записывая альбом "Under Cover" (2006), обратился к творчеству артистов, далёких от Black Sabbath. "Металлизации" подверглись и The Beatles, и Джон Леннон (Оззи его фанат!), и The Rolling Stones, и Buffalo Springfield (вау!), и Артур Браун (вау-вау!)... А песню Mott The Hoople "All The Young Dudes" вместе с Осборном исполнил Ян Хантер - вокалист Mott, певший на оригинальной версии. Круто!
Можно ещё припомнить парочку "тематических" альбомов: так, кумир Оззи Джон Леннон в 1975 году выпустил альбом "Rock'n'Roll", полностью состоящий из классики этого жанра, а Пол Роджерс, вокалист Free и Bad Company, записал диск-посвящение блюзмену Мадди Уотерсу, так и названный "Muddy Water Blues: A Tribute To Muddy Waters". Рок-н-ролльная стихия была родной для Леннона, в ней он чувствовал себя как рыба в воде, и пластинка у него вышла отменная - с драйвом и огоньком.
А Роджерс постарался компенсировать некоторое однообразие материала тем, что каждую песню записывал вместе с каким-нибудь звездным гитаристом: на альбоме играли Джефф Бек, Дэвид Гилмор, Брайан Мэй, Гари Мур, Слэш, Стив Миллер, Бадди Гай... Впечатляющий список!
Наконец, всеобщий любимец Роберт Плант со своим альбомом Dreamland (2002). Как и многие другие, Плант взялся за песни, которыми он вдохновлялся в юности, и его источники оказались довольно нестандартными: американские психоделические визионеры Moby Grape, Youngbloods и Тим Бакли, фолк-певец Тим Роуз, человек тяжёлой судьбы Скип Спенс (ex-Jefferson Airplane)... Вездесущий Боб Дилан и "народная" Hey, Joe тоже здесь. Все композиции Плант исполняет в совершенно оригинальном "магическом" ключе, и получившийся альбом - один из лучших в его дискографии. Есть там и парочка песен самого Роберта, так что это не совсем "альбом каверов", но уж больно он хорош.
Возвращаясь к обещанному альбому Deep Purple, можно сказать, что и там список песен довольно любопытный: "Oh Well" (Fleetwood Mac), "White Room" (Cream), "Shapes Of Things" (Yardbirds), "Dixie Chicken" (Little Feat), "Lucifer" (Bob Seger)... Вы будете смеяться, но без песни Боба Дилана тоже не обошлось: это "Watching The River Flow". Жаль только, что Гиллан и компания так и не рискнули сделать "кавер" на какую-нибудь композицию Deep Purple времён Ковердейла с Хьюзом, момент для этого самый подходящий. "Holy Man", например. Или "What's Goin' On". "High Ball Shooter" могла бы хорошо пойти, да много чего. Но нет, Гиллан непреклонен. Тем не менее, ждём нового альбома "стариков-разбойников". А я на этом откланиваюсь. Всем крепкого здоровья!