Слово «казак» пришло к нам от тюрок и означает свободного, вольного человека. Действительно, название у донских и запорожских казаков одно, да сущность разная. Что их роднит, так это любовь к воле, готовность выступить против врага в любой момент и тяготение к рекам. Донские казаки поселились вдоль среднего и нижнего течения Дона, запорожские на Днепре за его порогами. На этом их схожесть заканчивается.
Донское казачество
Первое упоминание о донских казаках встречается в летописях конца XV года.
Они служили русскому царю на регулярной основе и даже стали опорой его трона. У них была своя выборная система управления. Казаки изучали воинское дело, носили униформу, подчинялись воинской дисциплине. Вместе с царскими войсками участвовали в войнах против татар и турков, да и сами порой ходили в военные походы.
Донские казаки были людьми семейными. В мирное время жили в станицах, занимаясь земледелием и скотоводством. Имели зажиточные хозяйства. Плодородная земля давала им богатые урожаи и кормила их. Возникающие внутренние вопросы решались на казачьем круге голосованием.
Запорожские казаки
Они жили в военных лагерях в низовьях Днепра за трудно проходимыми порогами. Один из них был оборудован на острове Хортица и получил название «Запорожская Сечь». Жившие на нем вооруженные люди не служили на регулярной основе никакому государю. В зависимости от складывающейся ситуации они могли наниматься к полякам, русским или турками или вообще воевать против них в союзе с кем-то.
Запорожцы землю не обрабатывали и скот не разводили. Жили за счет военной добычи. Женщин в Сечь не допускали. Решения принимали голосованием. Командиров выбирали из тех казаков, которые пользовались уважением. Если не было войны, могли и сами пойти на дальних или ближних соседей в набег.
Выглядели запорожцы весьма экзотично, поскольку у них не было единой униформы. Своим обликом они походили на древних славянских воинов.
Большая разница между донскими и запорожскими казаками была в их внешнем виде, особенно под конец существования Сечи
Запорожский казак узнаваем нами с его обритой головой и знаменитым оседельцем, длиннющими усами, трубкой во рту, кольцом в ухе и яркими широкими шароварами. Верхняя одежда его подверглась сильному влиянию польской, венгерской и турецкой моды.
Донские казаки носили короткие прически, но с длинным чубом. Длинные усы были у них не популярны. Зато бороды считались, чуть ли не обязательным атрибутом. Они не были столь щеголеватыми и выглядели значительно проще. Их костюм мало отличался от одежды жителей южных районов Российской империи. Они тоже носили шаровары, но не такие широкие. Некоторые могли украсить свою одежду турецким кушаком и холодным оружием в богатых ножнах.
Даже в кухне были большие различия. Казаки на Дону ели каши, варили щи и уху из пойманной рыбы. Запорожские – вареники, галушки и кулеш, сваренный с добавлением муки и сала.
Различий вполне хватало, поэтому донские и запорожские казаки негативно относились друг к другу. Но это уже другая тема.
Подписывайтесь на мой канал