Она – бедная поденщица, он – известный критик изобразительного искусства. Она творит по велению Господа, ему интересно открывать необычные дарования. Однажды судьба сводит их вместе.
Фильм «Серафина из Санлиса» рассказывает историю реальной французской художницы начала двадцатого столетия Серафины Луи. Она была одной из первых представительниц направления, так называемого, наивного искусства. Источником вдохновения Серафины были церковные витражи и лубочные картинки на религиозные тематики. Её картины выглядят несколько странно, но завораживающе. Надо сказать, что известность пришла к Серафине в довольно позднем возрасте. О том, как прославилась нищая служанка и что было с ней потом, и рассказывает биографическая драма «Серафина из Санлиса».
С самого начала фильма нам показывают уже немолодую женщину со странностями. Она очень бедная, денег у неё едва хватает, чтобы хоть как-то прокормить себя. Ради этих жалких грушей она берётся за любую работу: стирка, готовка, уборка. Серафина не чуждается никакой работы, хотя ей уже тяжеловато всем этим заниматься. Годы начинают брать свое. Однако, несмотря на очевидно нужду, женщина постоянно захаживает в один и тот же магазин, где покупает самые дешёвые краски и кисточки, а также деревянные дощечки. Придя домой, Серафина смешивает нехитрые краски с весьма необычными ингредиентами – толченными растениями и кровью животных – и начинает творить.
Творит она по ночам, при свете свечи, потому что у неё нет для своего увлечения другого времени. Творит не ради прибыли, её Серафине получить неоткуда, а, как ей кажется, по велению Бога. Да, она думает, что сюжеты картин продиктованы самим Господом. Люди не понимают Серафину, и многие сторонятся её.
Жизнь Серафины меняется, когда в доме, где она прибирает, селится известный критик Вильгельм Уде. Вильгельм далеко не сразу обращает внимание на талант Серафины. Они встретились в первый год Первой мировой войны. Уде был занят своими проблемами, а прислуга оставалась просто прислугой.
Скажу честно, для описания довольно монотонной биографии полусумасшедшей художницы хронометраж фильма «Серафина из Санлиса» сильно растянут. Больше двух часов! После того, как Вильгельм Уде подмечает талант своей служанки и обещает организовать выставку, которая должна прославиться Серафину, он пропадает из виду лет на десять. А Серафина ждёт, надеется и, что самое главное, продолжает творить.
На этом месте можно топнуть ножкой, сказать, что ничего интересного дальше все равно не произойдёт, и просто выключить фильм. Однако первый час с небольшим картины был только одной обширной завязкой истории. Можно, конечно, её промотать, это уже как вам угодно, но последние-то минут сорок посмотреть уж точно стоит, а конец без начала не больно-то и ясен.
Первая выставка картин Серафины Луи проходит в 1928 году. Её организовал, понятно дело, тот самый Вильгельм Уде. Не для Серафины одной, разумеется, там были картины и других «наивных» художников. Но, как бы там ни было, именно картины Серафины имели успех у публики. Она становится довольно известной, у неё появляются средства на достойную жизнь. Однако, начиная с 1932 года и до самой своей смерти в 1942, Серафина все время проводит в лечебницах для душевнобольных. Почему? Ну, об этом вы и сами можете узнать, посмотрев фильм или прочив биографию художницы.
Строгое следование биографическому канону, кстати, является главным достоинством фильма. Впрочем, актёрский состав, на мой взгляд, также подобран безупречно. Все, происходящее на экране, выглядит весьма убедительно. Не зря все-таки фильм в свое время был удостоен целых 9 номинаций на премию «Сезар», из которых 7 вполне заслуженно получил.
Слышали ли вы раньше что-либо о наивном искусстве и Серафине из Санлиса? Смотрели фильм? Делитесь в комментариях!
Больше публикаций о фильмах в рубрике #дочитай_кино
Понравилась публикация? Жми «нравится» и подписывайся на канал!
#искусство #художники #кино #фильмы #история #биография