Знатоки истории бронетехники вполне справедливо утверждают, что CCCР мог бы принять на вооружение свою «Армату» ещё до конца прошлого века. Но развал великой страны похоронил множество перспективных разработок, включая создание «объекта-490».
История вопроса
Начиная с 1970 года, ХКБМ, в рамках долгосрочной программы создания нового перспективного танка, НСТ (тема 101), вело разработку перспективного танка XXI века. По мнению его создателей, данная машина должна была стать единым ОБТ СССР, заменив линейки Т-64, Т-72, Т-80.
Первое знакомство представителей ГРАУ с новой машиной произошло в 1984 году. Представленная версия должна была вооружаться пушкой калибра 125-130 мм. Однако разработчики рассматривали более крупные, 140 и 152 мм. Глава НКТ ГРАУ смог убедить представителей КБ, что оптимальным решением является именно калибр 152 мм.
Важно понимать, что в рамках единых ОКР по данному проекту, несколько групп конструкторов создавали принципиально различные машины. Поэтому работы разделили несколько направлений
Первый этап - "Тополь" - изделие 490
Работы начались в 1972 году. в 1981 перешли на стадию ОКР. В 1982 реализовались в проектах: изделие 490 с низкопрофильной башней (экипаж 2 человека), 490А (3 человека).
Первый представлял собой танк классического вида, с кардинально изменённой внутренней компоновкой, существенно повысившей живучесть экипажа.
Второй этап
Проект «Бунтарь» (объект 490А) начинал всё более кардинально отличаться от базовой модели, предлагаемой Морозовым (ГК Харьковского КБ).
Он представлял решение, близкое к классическим танковым конструкциям. За исключением вооружения, вынесенного в необитаемую башню. В 1984 году начались натурные испытания опытного образца. Однако, в 1985 г. Проект закрыли (в связи с крупным шпионским скандалом).
Но работы были продолжены в рамках новой темы «Боксёр». Опытный танк получил обозначение объект 477. Первый опытный экземпляр был изготовлен в 1987 году.
Это дальнейшей модернизацией явился объект 477А «Молот», опытный экземпляр которого изготовили в 1992/93 годах. Но он был забракован после полигонных испытаний в Кубинке.
Третий этап
Было ещё одно направление в рамках разработки перспективного танка, двухзвенная машина, с бронированной капсулой для экипажа и необитаемой башней.
Именно об этом решении говорят, что оно легло в основу разработки многих конструктивных решений современного Т-14 «Армата».