"Где сливаются небо и моря волна,
Где вода морская не солона,
Вот там, мой дружок, дружок,
Найдёшь ты Восток,
Самый Восточный Восток.".
Восток - это там где восходит солнце. На самом краю света. Там где дальше уже ничего - только океан. И там, на краю света, на полуострове Камчатка, в медвежьем царстве остались самые дикие и прекрасные нетронутые места.
Думаете VIP-туризм это столицы богатейших стран?! Лимузины, пентхаусы?! Нет, VIP-туризм - это Камчатка, медведи и трансфер на вертолете. Например, в кальдеру Узон.
Сорок тысяч лет назад, может немного больше, а может меньше, вулкан потух. Шли годы и место, где яростно бушевал Узон освоили зеленые рощицы вперемешку с озерами и шумными ручейками. А на западном краю кальдеры, словно древний свидетель бушевавшей здесь когда-то огненной стихии, высится единственный оставшийся осколок Узона - полуторакилометровые пик Бараний.
Вулкан потух. Он уже не накопит достаточно сил, чтобы началось извержение. Но его раскаленные недра питают почти тысячу горячих источников. Столбики пара от них и бьющие гейзеры с кипятком не дадут забыть, где стоишь.
Источники сливаются в небольшие озера. Некоторые из них, например Хлоридное, - явно не те водоемы, что понравятся купающимся. Выходящие из земли газы вместе с выделяемым водорослями и бактериями кислородом приводят к цепочке химических реакция. В результате берега озера покрыты желтыми кристаллами серы, а вытекающий ручеек состоит из слабой серной кислоты.
Хотя есть и вполне нормальные водоемы. Точнее были. Ученые, работавшие в кальдере, рассказывали как лет тридцать назад ещё купались в одном озере. Его так и назвали - Банное. А потом где-то под озером горячая магма соприкоснулась с водой. Произошел взрыв. Когда ученые заинтересовались, что же там на глубине, то обнаружили плотный слой расплавленной серы.
Булькают, шипят и плюются паром не только гейзеры и горячие источники. Есть места и поковарнее - грязевые вулканчики и котлы, где кипит горячая глина. Или "чертовы сковородки" - площадки на которых из-под тонкой раскаленной корки шипит и плюется, то ли кипяток, то ли что поострее.
Вот так Узон и живет - вроде потух, а жизнь из него прям бьет горячими ключами. Показывая, как будто в сильно ускоренном темпе, как происходила на Земле эволюция горных пород. Как клокочущие огнем горы сменялись на плодородные земли и зеленые леса.
Чуть юго-восточнее кальдеры Узон находится Долина Гейзеров. В отличие от других гейзерных полей на планете, уникальность камчатской Долины Гейзеров в её компактности. На небольшой территории вдоль рек Гейзерной и Шумной расположены 40 гейзеров и более 50 термальных источников.
Но главная особенность Долины Гейзеров на Камчатке - в её нетронутости адептами "зеленой" энергетики. У гейзеров хватает разрушителей - оползни, селевые потоки иногда прекращают их существование. А уж когда человек ради своей идеи получения дармовой энергии заковывает гейзер в трубы - "зеленая" энергетика оказывается не такой уж и природосохраняющей.
Кальдера вулкана Узон и Долина Гейзеров - особо охраняемые природные объекты. Посещение их возможно только при соблюдении строгих правил. Количество туристов (и их поведение в заповеднике) строго контролируется.
Но есть одно место, чуть восточнее, куда заказан путь всему живому. С мрачным названием - Долина Смерти. Многие годы путешественники, делая привал всего в трехстах метрах от зловещей долины, и не подозревали о её существовании. Только старые охотники рассказывали о месте, где почти мгновенно погибает любой забредший зверь.
Долину нашли случайно. Во впадине стометровой длины и шириной около пятидесяти метров было настоящие кладбище животных - зайцы, лисы и даже медведи. Оказалось, что, помимо смертельного количества углекислого газа, в воздухе долины присутствуют цианистые соединения.
Камчатка - удивительно красивый край. И постоянное внимание ученых к её уникальной природе вкупе со сложностями в организации массового туризма дают шанс сохранить всю эту красоту.
Сказочный замок-дворец на холме. Коссово.
Что посмотреть в Царском селе если не удалось попасть в Екатерининский дворец
Голубые озера. Когда отсутствие цивилизации - спасение для природы
Крепость Рабат в городе Ахалцихе