Высокопоставленные американские политики не балуют центральноазиатские государства своими визитами. Вице-президенты приезжали сюда в 1993 и 1996 годах, а после 2015 года даже государственные секретари не посещали регион. Но в последние годы внимание к ряду стран региона заметно возросло. Проходят встречи глав внешнеполитических ведомств, а также громкие заявления глав государств и перспективы сотрудничества.
Узбекистан и Казахстан заслуживают наибольшего внимания со стороны Соединенных Штатов. Три других государства Центральной Азии тоже представляют интерес, но сейчас с них вряд ли можно снять сливки. Поскольку Кыргызстан и Таджикистан находятся под «протекторатом» России и являются членами ОДКБ (а Кыргызская Республика также входит в ЕАЭС), в них развернуты военные базы Российской Федерации. С Туркменистаном существует полная неопределенность, и Вашингтону не совсем ясно, с какой стороны он может к нему подойти.
Другое дело-Казахстан и Узбекистан. У них есть «сильные стороны», которые американцы стремятся ослабить, отрезав их от России и Китая.
Как вы можете загнать их под американский «колпак», и какая из двух стран будет более восприимчива к влиянию США? Методы подкупа Нур-Султана и Ташкента достаточно распространены: через инвестиции, военное сотрудничество, лесть и очернение традиционных партнеров - Российской Федерации и КНР.
Время пришло: президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев отошел от изоляционистской политики своего предшественника, но до сих пор отказывался от вступления своей страны в ЕАЭС и не планирует возвращаться в ОДКБ. Так что период для «перехвата» наиболее динамично развивающегося государства в регионе вполне удобный.
Что касается Казахстана, то в нем продолжается транзит власти. И что на самом деле представляет собой президент Касым-Жомарт Токаев. Неясно, является ли он фигурой переходного периода или полноправным главой государства на долгое время. В такой ситуации Токаеву не лишним было бы заручиться поддержкой Соединенных Штатов. Но это фактически означает экспорт влияния Вашингтона в Центральную Азию с неблагоприятными последствиями. Например, такими, как заявка на создание военных и учебных баз в Казахстане и нейтральном Узбекистане. Понятно, какой будет реакция России и Китая и как это дестабилизирует регион.
Более того, в отличие от американцев, которые способствовали беспорядкам в Кыргызстане и Казахстане в недавнем прошлом, Москва не одержима сменой режима в этих государствах. И американцы никоим образом не защитят весь регион от террористической деятельности, в то время как Россия, заинтересованная в безопасности своих границ и фактически это делает.
В то же время Соединенные Штаты стремятся привлечь на свою сторону, в частности, Казахстан, выражая свою поддержку в «наболевших» вопросах, таких как «тяжелое положение более миллиона мусульман-уйгуров и этнических казахов в лагерях Синьцзяна в Китае». Соединенные Штаты призывают к обеспечению безопасности людей, желающих покинуть Китай, и к защите их человеческого достоинства. Штаты также пообещали поддержать Казахстан в неприменении к нему американских санкций. Комментарии, как говорится, излишни.
В Узбекистане, столкнувшемся с серьезным выбором главного внешнеполитического партнера, способного защитить и не ущемить национальные интересы страны, перед США стоит гораздо более сложная задача. Сближение с Соединенными Штатами означает их прямое вмешательство во внутренние дела и ухудшение отношений с Российской Федерацией и Китаем. Пекин богат, готов потратить много, но это не обеспечит безопасность республики. Кроме того, необходимо учитывать недоверие населения всей Центральной Азии к китайскому присутствию. Москва не так богата, но она сделает все возможное, чтобы не дать узбекам покинуть сферу своего влияния. В России также много мигрантов из Узбекистана, которые приносят деньги в эту страну.
Сейчас трудно предсказать, что Соединенные Штаты получат в «итоге» от этих двух стран. Скорее всего, теплые объятия Казахстана, которые вряд ли перерастут в полноценные союзнические отношения, поскольку партнерство с Российской Федерацией и КНР все же важнее и надежнее. Хотя будут большие уступки американцам - деньги решают многое. И мы должны ожидать от Узбекистана большей сдержанности и дальновидности. Как сказал министр иностранных дел Камилов, «нам бы не очень хотелось испытывать нежелательные политические последствия в связи с каким-то соперничеством между крупными державами в нашем регионе».