Найти тему

Что общего у "Трудно быть богом" Германа и фильма "Роль"

В 2013 году вышли два фильма двух отличных российских режиссёров: "Роль" Константина Лопушанского и "Трудно быть богом" Германа. Оба - чёрно-белые, оба - весьма мрачные по атмосфере и настроению. Второй наделал шума, а вот первый, похоже, даже не заметили. А теперь угадайте, какой из двух мне понравился?

Роль (2013)

Певец русского апокалипсиса Константин Лопушанский занимает в моём киноманском сердце особое место. Все его фильмы, что я видел, обладали настолько плотной атмосферой тотального упадка и безысходности, что глаза сами лезли на лоб, а челюсть отваливалась до пола. Одна беда: после каждого просмотра складывалось впечатление, что фильму чего-то не хватает. Вразумительного финала, что ли.

На сей раз действие происходит в 20-е годы XX века. Главный герой - актёр-эмигрант Евлахов, который за несколько лет до того встретил во время Гражданской войны своего двойника - красного командира Плотникова. И настолько его потрясла эта встреча, что теперь он решил вернуться в Советскую Россию и сыграть роль этого командира, ныне покойного. В прямом смысле: занять его место и пожить его жизнью. И вот он раздобыл шинель, наган и другие вещи Плотникова, нелегально перешёл границу и отправился в Петроград. Зачем? Да затем, что он гений, вот зачем. С гениями чего только не бывает: уши, там, себе отрезают или ещё чего.

-2

Перевоплощение чистенького актёра в сурового краскома впечатляет. Но сказать по правде, ничего особо интересного Евлахов в образе Плотникова не делает, тут вам не "Принц и нищий". Симулирует потерю памяти, отмалчивается и общается с людьми (в том числе, и знавшими Плотникова), наблюдает. А зритель наблюдает вместе с ним, проникаясь той самой атмосферой мрака и тотальной разрухи (в клозетах и в головах). Убогие коммуналки, краснознамённая показуха, грубые, плохо одетые люди, повторяющие ритуальные заклинания про "пролетарское происхождение" и "мы наш мы новый мир построим".

Как и многие фильмы без чёткого сюжетного стержня, "Роль" распадается на множество эпизодов, самый яркий - встреча Евлахова-Плотникова с разбитной Зинкой, женщиной трагической судьбы. Пожалуй, лучшая актёрская работа фильма (актриса Наталья Парашкина).

Что особенно меня поразило: у фильма есть вполне чёткий и однозначный финал. Моя оценка - настоящий шедевр без кавычек, особенно касаемо стиля, убедительности и актёрских работ.

И вот насколько понравился мне этот фильм, настолько же НЕ понравился

"Трудно быть богом" (2013)

-3

Помню, про этот фильм писали везде, делая упор на то, что он мрачный, тяжёлый, и не для слабонервных. И что ужаснувшиеся зрители, едва начав просмотр, "изменившимся лицом бежали к пруду"... то есть, прочь из кинотеатра.

"Это дело", подумал я. Нервишки пощекотать люблю. Смотрел и "Человеческую многоножку", и "120 дней Содома", и "Сербский фильм" (все три - тоска смертная). Впрочем, зрители уверяли, что "ТББ" ещё круче. И фильм действительно оказался для меня испытанием. Но не в том смысле, каком обещалось.

Хотя сперва вкратце напомню о предыдущей киноверсии "Трудно быть богом" - советско-германском фильме 1989 года.

-4

Она при всех недостатках очень хорошо пересказывала сюжет первоисточника. Напомню: на далёкую планету, где царят Средние Века с со всей сопутствующей темнотой и жестокостью, прибывают земляне, которые под видом местных жителей пытаются спровоцировать эпоху Возрождения. Главный герой, землянин, действующий под псевдонимом Румата Эсторский, исповедует идеи гуманизма, но постепенно склоняется к мысли, что с дикими людьми нечего сюсюкать. Параллельно Румата заводит дружбу с местными жителями, участвует в дворцовых интригах и государственных переворотах - и вообще, много всего интересного происходит. В экранизации 1989 года это было: и перевороты, и интриги. Характеры героев, мотивация их поступков - всё на месте. С известной долей киношной условности была создана и атмосфера той самой средневековой беспросветности. Фильм не более чем средний, но внимания заслуживает.

Теперь о многострадальном фильме Германа, который режиссёр задумал снять ещё в 60-е годы, приступил к съёмкам в 1999 году и так и не дожил до премьеры.

-5

Главное (и пожалуй, единственное) достоинство версии 2013 года - визуальный ряд. Режиссёр доскональнейшим и скрупулёзнейшим образом воспроизвёл подлинную атмосферу того самого Средневековья с полотен Босха. Именно Босх вспоминается, когда видишь мрачные декорации и уродливые рожи персонажей. Атмосферу дополняют непрерывные дожди, жидкая грязь, помои...

Половина героев ведёт себя как юродивые, вторая половина - просто как умственно отсталые (что немудрено: средневековый человек по сравнению с современным и впрямь будет казаться недоразвитым), перебрасываются какими-то малопонятными фразами или невнятно бормочут. Ещё персонажи занимаются тем, что: плюются, отвешивают друг другу тумаков без видимых причин, что-то постоянно обнюхивают, валяются в грязи, справляют всевозможные нужды организма, впадают в истерики...

И если при просмотре экранизации "ТББ" 1989 года было действительно интересно, что же будет дальше с героями, то здесь зрителя волнуют совсем другие вопросы: "А это кто?", "А тот откуда взялся?", "А зачем дон Румата сунул мышь за шиворот тому парню (и кстати, кто это)?", "А о чём эти двое только что говорили, я ни слова не разобрал?" и самый главный вопрос, который лично меня мучал все три часа: "А что, собственно, происходит?" Если не читать первоисточник, то можно вообще ни бельмеса не понять - кто там дон Рэба, кто там король, кто "серые", кто "чёрные". Какое там раскрытие характеров, какая мотивация героев!..

Фильм сравнивают с "Андреем Рублёвым" Тарковского. Я бы сравнил с "Дюной" Дэвида Линча: ещё один пример того, как из культового научно-фантастического романа, рассчитанного на массового читателя, получился малопонятный муторный артхаус, в котором я ничего интересного не разглядел кроме упомянутой уже натуралистичной и очень сильной картины средневековья. Даже не отказался бы увидеть в этом антураже какой-нибудь нормальный фильм - знаете, там, с сюжетом, интересными героями и разными другими старомодными штуками.

Справедливости ради: в вышеупомянутом фильме "Роль" чёткого сюжета тоже не было, но смотреть его было нескучно. А тут... Эх...

Всем спасибо!

#трудно быть богом #братья стругацкие #алексей герман #российское кино