Столько пословиц и примет на Руси издавна связаны с праздником Покрова - да и неудивительно! Середина осени - сезон неясный: сельскохозяйственные дела позади, золотая пора подходит к концу, сугробы снега ещё только впереди, стало быть, можно гадать, примечать, да прогнозы строить!
До христианства Покров часто совпадал с первым снегом, покрывшим землю, отсюда и благозвучное название. Осенние хороводы заканчивали, наступало время зимних домашних посиделок. Русская православная церковь же установила этот праздник в память о видении святому Андрею Юродивому. Когда сарацины окружили Константинополь, Андрей в числе многих жителей собрался на всенощную в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах. И в конце молитвы ему было видение, что Богоматерь в сопровождении ангелов и святых помолилась, а затем сняла со своей головы мафорий и покрыла им город.
В народе версия немного видоизменилась, и покров Святой Девы Богородицы соотнесли со сказочной “нетленной пеленой” утренней и вечерней зари. Один из заговоров гласит: «На море — на окияне сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку золотую рудожелтую, зашивает раны кровавыя. На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольной, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет она, вышивает золотой иглою». И этой пеленой вышитой укрывает она всех бесприютных и лишённых крова.
Соотнесение названия праздника с предметом одежды повлекло за собой и множество традиций. В основном, конечно, связанных с девушками. Что предстоит делать, когда закончены продолжительные и изнурительные работы в поле? Правильно, замуж выходить! “Батюшка-Покров, покрой ты Мать-Сыру-Землю и меня, молоду! Бел снег землю покрывает, и меня, молоду, замуж снаряжает. Батюшка-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!” - причитают девушки по утрам, выходя на крыльцо, и смотрят: если снег запорошил землю - быть поре свадеб в этом году!
В Вологодской губернии и ещё в некоторых местах девушки к Покрову-дню ткали особое полотно “обыденную пелену”, которую затем несли к иконе Пресвятой Богородицы всё с той же целью, испросить себе жениха, и получше!
Те же, кого уже посватали и у кого дата венчания близится, неминуемо грустили. Про них рассказывали, что «скоры ноженьки подламываются, белыя рученьки опускаются, ретиво сердечушко пугается», от того, что отдают девушку “на чужую сторонушку дальнюю за чужого добраго молодца, за чужанина”. И всей деревней её провожали, “пропевали и пропивали”, даже если не боялась девица расстаться с отчимом домом и замуж шла по любви.
“Кроет белыми снегами пушистыми землю Покров-батюшка, а по глухим захолустьям неоглядной Руси раздается у церковных папертей чинный напев убогих носителей песенной старины — калик перехожих. Поют-сказывают они стиховную хвалу празднику: «Радуйся, людие, ныне возыграйте, органы играйте, Мать Цареву днесь возвеличайте! Днесь Тоя торжество достойно праздновати, духовно играти, с небесными вой Матерь величати. Се есть Мати и Дева чистая по рождеству, чиста и в рождестве и пред рождеством бысть в чистом естестве».” - пишет Аполлон Коринфский.
Любые погодные условия принимаются во внимание. Вот, например, коли ветрено будет в этот день, так и спрос на невест большой случится. И для полной уверенности девушки в церкви ставили умилостивительную свечку Пресвятой Богородице, вечером читали молитвы ещё и Параскеве-пятнице.
Накануне Покрова девушки сжигали свои старые соломенные постели “от призора и недоброго глаза”, а старухи изношенные за лето лапти, чтоб “прибавить себе ходу на зиму”.
Да и не только девушки собираются из отчего дома, в этот день улетают и последние журавли. Причём, если они раньше улетели, то зиме быть очень холодной, оповещает народная мудрость. А если в этот день снега не случилось, то не ждут его уже до декабря.
С главными любительницами Покрова разобрались, а что же всё остальное население? И для них приметы и традиции имеются!
Этот день считается “первым зазимьем”, то есть началом холодов, потому можно начинать топить в жилых горницах печи, приговаривая “Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров”. Для пущего эффекта, с этого дня избы начинают конопатить, тут своя присказка: “Батюшка-Покров, покрой избу тесом, хозяина добром!”. Про добро: тут самое время браться за договора и наймы, и сроки очень удобные: от Покрова и до Покрова.
Почётно провожают на зиму и всю скотину. Её закармливают, принося ей особый сноп овса, называемый “пожинальником”, потому как последний сноп последней полосы, пожинаемый всей семьёй в полном молчании. Оставляют его обычно, чтоб умилостивить Илью-Пророка, говорят, что тот сноп ему - “на бороду”. А на Покров отдают скотине, чтоб оберегать её от зимней бескормицы, да болезней разных.
Детишек же в этот день обливали на пороге дома водой через решето, такое закаливание по поверьям оберегало от зимних простуд. А перед сном ребята внимательно прислушивались, ходит ли Леший по лесу, воет ли, пуще любого быстрого ветра? Ведь именно в этот день выходил лесной хозяин последний раз поколобродить по своим угодьям и от тоски будет он выворачивать деревья с корнем, разгонять зверьё по норам, чтоб в конце концов провалиться сквозь землю до самой весны. Ну, это ещё не скоро.
Источники:
А.А. Коринфский “Народная Русь”
С.В. Максимов “Нечистая, неведомая и крестная сила”