«Певец России» - это артист, частично или целиком отдавший свой творческий потенциал воспеванию русской души, русской природы, русского характера; причины, побудившие его это сделать, могут быть разными – от русского происхождения до увлечения русской культурой – настолько глубокого, что произведения, им исполняемые, были приняты в самой России как неотъемлемая часть этой самой культуры.
В советское время в страну приезжало с концертами множество зарубежных исполнителей; многие из них исполняли в знак уважения к принимающей их публике русские и советские песни, иногда даже на русском языке. Но обращает на себя внимание факт, что среди них не было артистов, которые сделали русскую песню своим творческим амплуа, несмотря на то, что в той же Европе таких было немало. Все дело в том, что не живя в СССР, они не знали (или только догадывались), что там существует официальная доктрина, которой подчиняются почти все советские исполнители, а именно – исполнение русской музыки в дореволюционной манере не приветствовалось, а именно в этой манере работали зарубежные артисты, взяв за точку отсчета традиционную русскую культуру, благодаря которой они держали связь с утраченной Родиной. И, разумеется, монополизировавший всю гастрольную сферу Госконцерт не мог допустить это «безобразие» на советскую сцену…
После того, как в Советском Союзе произошли перемены («перестройка») и вследствие этого цензура стала проявлять терпимость к ранее «чуждому советскому слушателю» стилю исполнения русской музыки, к нам стали приезжать артисты, которые давно мечтали воочию увидеть страну своих грез; некоторым из них в прошлые годы удалось побывать здесь в качестве туристов. Многие из них не знали, что в СССР существует «подпольный» рынок звукозаписей и их имена давно известны и почитаемы меломанами, ценой определенных усилий добывающими пластинки так называемых «эмигрантов» (хотя почти никто из них из России не эмигрировал), привозимые из-за рубежа, или размноженные любителями их магнитофонные записи. Это способствовало тому, что концерты этих музыкантов при минимальной рекламе собрали полные залы.
Виктор Клименко (Финляндия)
Рожденный в семье кубанского казака на территории Карелии, Клименко в 1964 году стал лучшим певцом Финляндии; в 1968 году он создал ансамбль «Свободный казак». В репертуаре группы были казачьи и цыганские песни, русская народная музыка и романсы. В 1970 году вышел первый альбом Клименко Стенька Разин. Неожиданно альбом приобретает огромную популярность. Альбом был издан более чем в 60 странах мира. В образе лихого бесшабашного русского казака он давал концерты по всему миру, но в Советский Союз Клименко не пускали.
Впоследствии в творчестве певца произошел крутой поворот: он обратил взор к Богу и стал исполнять духовную музыку и заниматься миссионерской деятельностью. В этом качестве он и был впервые приглашен в СССР в 1987 году.
Иван Ребров (ФРГ)
Артист, который по мнению советской критики, был «Певцом несуществующей Руси» (так гласил заголовок статьи о нём в газете «Советская Культура»), в 1954 году стал солистом «Черноморского казачьего хора» в Гамбурге. Поменяв свою немецкую фамилию Rippert на ее русский аналог, Ребров сделал карьеру, распространяя и популяризируя русские песни и романсы по многим странам. В 1970 году ему удалось побывать в России как туристу – о концертах тогда не могло быть речи: сценический образ «русского медведя» в соболях и с рюмкой водки в руке сильно раздражал советских цензоров… Им было глубоко безразлично, что они лишают советского зрителя возможности насладиться встречей с уникальным певцом с голосом в 4 октавы. В конечном счете в 1989-м его пригласил выступить перед многотысячной аудиторией сам Михаил Горбачев…
Татьяна Иванова (ФРГ)
Дочь белогвардейского офицера, сбежавшего в Германию, да еще и исполняющая русские песни в манере «мещанской, упадочной и чуждой классовому самосознанию советского человека», надо понимать, имела еще меньше шансов появиться перед зрителями в СССР, чем Иван Ребров, который был её партнером в концертах и записи альбомов. К сожалению, певица рано ушла из жизни и не дожила до времени, когда всё же советский слушатель смог купить в магазине ее пластинки. Это произошло в последний год существования СССР, и прекрасный голос певицы, которая у себя на родине считалась королевой мюзикла, громко зазвучал и в нашей стране.
Николай Массенков (США)
Певец с удивительной биографией – родился и был крещен в русской общине Шанхая, эмигрировал в США, затем учился во Флоренции у знаменитого оперного певца Тито Гобби; став классическим вокалистом, решил, по его словам, «выразить свою русскую душу, свои чувства, преподнести зрителям настоящую русскую культуру». С этой целью он организовал в 1975 году в Калифорнии Русский Народный фестиваль. В СССР он впервые попал в 1970-м как участник Конкурса им. Чайковского, но сольными концертами певцу, чей голос сравнивали с голосом Шаляпина, выступить не удалось; это у него получилось – и не раз - уже только в новой России.
Александра (ФРГ)
Этой неординарной певице удалось дать концерты в СССР еще в 1967 году, когда Александра (настоящее имя - Дорис Нефёдов) участвовала в гастрольном туре как солистка танцевального оркестра Хази Остервальда. Но эти выступления не были ее сольными концертами, она исполняла в них всего лишь несколько песен, к тому же это были не русские песни, а немецкий шансон. Однако на ее родине певицу знали и любили как исполнительницу славянских и цыганских песен, удивительным образом переплетающихся с традициями французского шансона. Россию певица полюбила заочно - сказались ее славянские корни, и певица признавалась, что сбылась ее главная мечта – спеть для русских слушателей.
Теодор Бикель (США)
Этого артиста советский зритель мог вскользь заметить лишь однажды – в роли Золтана Карпати в демонстрировавшемся у нас фильме «Моя прекрасная леди». «Русские» роли, в которых он снимался в Голливуде, советскому зрителю были незнакомы. Однако альбомы с русскими и цыганскими романсами в его исполнении получили в стране широкую известность благодаря «черному» рынку – каждый коллекционер считал должным иметь их в своей фонотеке. Бикель побывал в СССР в 1971 году, но не как певец, а как участник кампании за разрешение советским евреям выезжать в Израиль. После этого визита он выпустил пластинку на русском языке с песнями советских диссидентов – понятно, что в СССР после этого он стал персоной нон грата.
Борис Рубашкин (Австрия)
Пожалуй, самой большой популярностью в нашей стране из русскоязычных зарубежных исполнителей пользуется именно Рубашкин. Сын донского казака, бежавшего от большевиков, он стал первым из ранее запрещённых в СССР певцов, кто приехал с гастролями в Москву. Выпустив запись этого концерта на советской пластинке, он стал частым гостем и даже участвовал в политической жизни страны (например, выступал за возвращение Ленинграду имени Санкт-Петербург). В то время, как другие русскоязычные певцы отдавали предпочтение русским народным песням, Рубашкин с 1970-х годов популяризировал советские песни, среди прочих сделав всемирным хитом блантеровскую «Катюшу», написав на ее основе популярный танец «Казачок».