Он восхищался Жюлем Бастьеном-Лепажем, дружил с Максимом Горьким (даже написал его портрет) и Николаем Рерихом, путешествовал по Европе, бывал в Африке и Америке. Но главным местом силы шведского живописца финского происхождения Аксели Валдемара Галлена-Каллелы (1865 – 1931) была, конечно, его родная северная земля. Двойная фамилия (художник присоединил финскую фамилию к шведской), - его особая гордость, знак связи с Финляндией, историей, природой и культурой этой страны.
Галлен-Каллела, родившийся в огромной семье адвоката, получил возможность учиться живописи в Гельсингфорсе и Париже, познакомиться с традициями символизма и импрессионизма и быть замеченным европейскими ценителями. Будучи подданным России, в состав которой тогда входила Финляндия, он познакомил со своими картинами и наших соотечественников.
Ранние работы («Мальчик и ворона», «Первый урок», «Старуха и кошка») подчеркнуто реалистичны, части критиков они казались даже чересчур неприглядными, а «Гниющий судак» – дань юношескому увлечению натурализмом, творчеством шведского писателя и поэта Августа Стриндберга. В зрелые годы Аксели Галлен-Каллела, наоборот, стремится к символическому обобщению, наделяя черты скупого финского ландшафта чистотой и мощью, превращая родные леса и озера в сказочные пейзажи, полные дикой суровой красоты. В это время он создает ряд замечательных иллюстраций к карело-финскому эпосу «Калевала», принесших художнику известность.
Если всматриваться в эти работы, можно увидеть в них и влияние ориентальной живописи.
А что видите в них вы?