Найти тему
Виктор Канев

Государства-близнецы: титан умирающий и титан процветающий

Заметка-обзор на римские фракции из игры "Rome: Total War. Barbarian Invasion". Часть II

В предыдущей части я начал обозревать обе Римские Империи из игры «Rome: Total War. Barbarian Invasion», кратко пройдясь по геополитике и военной силе фракций. Сегодня же я собираюсь коснуться самого геймплея, и снова отметить основные схожести и различия.

Религия

Довольно важный элемент развития государства, влияющий на управление оным. У обоих римских держав есть выбор между язычеством и христианством, но если для западных римлян предпочтительнее первое, то для восточных – второе. Почему так? Причина заключается все в той же политике, причем как внутренней, так и внешней.

Например, ВРИ расположена в очень враждебной религиозной зоне. С одной стороны варварские Балканы, где без особых опасений гуляют десятки тысяч язычников. С другой стороны – сасаниды, со своим крайне устойчивым зороастризмом. Христианство становится единственным достойным способом укрепить внутреннее влияние на своих же граждан, а также возможностью противопоставить одну мощную религию против другой, ибо язычество почти не способно на ранних этапах эффективно противостоять зороастризму.

Вдобавок ко всему, все самые важные регионы «восточников» изначально находятся под влиянием христианства. Менять веру в тот момент, когда вражеская пропаганда работает без остановки? Ну, скажу я вам, есть менее изощренные способы найти проблем на свои филейные части. К тому же, усиление христианства поможет оттянуть грядущий социальный бунт, не менее бессмысленный и беспощадный, чем у союзников.

А вот для «западников» рецепт будет совсем другим. Тут уже предпочтительнее язычество, так как основные "идеологические" соседи – варвары. Как вы могли уже догадаться, христианством там даже не пахнет. Так что если ударитесь в веру Христа, то проблем будет больше, чем хотелось бы. А так, римские и варварские пантеоны неплохо взаимодействуют. Как говорится: Один и Юпитер – браться навек.

Но главной особенностью римского язычества является его развитость: храмы можно улучшать до четвертого уровня. Естественно, христианские базилики и монастыри с зороастрийскими комплексами и академиями по праву считаются самыми мощными религиями, но и римляне могут предложить неплохие религиозные здания.

Храм Митры может накинуть войскам пару единиц опыта, а также обеспечить население счастьем и законностью. Очень неплохое сочетание бонусов – вы можете запросто построить святилища Митре в каждой доступной вам дыре. Но второй доступный храм, посвященный Инвиктусу, заточен именно для социума и увеличивает уровень порядка в городе. А это не только лояльность, но и сокращение преступности, в том числе коррупции. В итоге, в казну поступает куда больше средств.

Лично я усиливал культ Митры в центре своего государства, то бишь в Италии, а в остальных регионах развивал храмы Инвиктуса. Получалось так, что столица державы и прилегающие регионы становились источником не только экономической, но и военной мощи, а окраины – хорошим денежным придатком. Благодаря тому, что в центре империи находятся очень развитые города и почти максимально отстроенные храмы Митры, у вас получится на ранних этапах нанимать элитарные войска с парой шевронов. Не сказать, что армия западных римлян прям очень нуждается в такой надбавке к боевой мощи, но +2 единицы к параметрам никогда не будут лишними. Особенно, когда дело придется иметь с ордами варваров.

-2

Социальный бунт

Впрочем, религия – вопрос спорный. Каждому нравится свое, так что я ни к чему не принуждаю, просто делюсь личным опытом. Куда более серьезные проблемы ждут римлян в гражданском поле – массовые бунты. Коснется это обоих государств. Но если западным римлянам кровопусканием придется заниматься сразу, то у восточных собратьев социальная проблема представляет собой бомбу замедленного действия.

«Западники» – народ довольно буйный, так что внутриполитическая ситуация очень похожа, как говаривал один известный персонаж, на охваченный пожаром бордель. Правда, у него речь шла о войне, но в нашем случае тоже подойдет. Ибо ЗРИ с самого начала будет втянута в гражданскую войну с постоянными бунтами и отделениями регионов. Разваливающаяся на глазах нищая держава – крайне неприятное зрелище, но нам придется с этим что-то делать.

Впрочем, бывалые ветераны прекрасно знают комплекс необходимых мероприятий. Все просто: находим недовольный город, поднимаем налоги на максимум, выводим из города все войска, провоцируем мятеж, захватываем обратно мятежный город, вырезаем подчистую всех недовольных, попутно грабя их. Профит!

Да, понимаю, геноцид является крайне осуждаемым и нелицеприятным инструментом ведения войны, особенно когда речь идет о своих же гражданах. Но иначе Западная Римская Империя попросту не восстановится. К тому же, что Артес плохого не посоветует…

Как вы поняли, все до ужаса банально. Сами провоцируем бунт, сами же устраняем последствия, заодно успокаивая местное население путем сокращения его численности. А получаемая от грабежей прибыль легко устранит ваши экономические проблемы и наполнит пустующую казну. Происходить это веселье будет первые 30-40 ходов. Все бы ничего, да вот только кочевники запросто могут прийти раньше этого времени, и тогда у вас начнется самый веселый конкурс под названием «Total Penetrated». Надеюсь, переводить не надо.

Как от этого уберечься? Никак. Просто проведите вышеупомянутые мероприятия сначала на приграничных территориях, а потом уже в тылу. Помните, что вам нужны всадники, ибо они дают возможность бодаться с ордами на равных. А также некоторое количество крепкого гарнизона в городах, чтобы доблестные ордынцы налетели на ваши поселения, как коса на камень. Еще можно, кстати, заключить перемирие с северными государствами варваров и поддерживать их в войне с кочевниками, таким образом, создав естественную буферную зону, своего рода барьер.

-3

Восточная Римская Империя тоже трещит по швам, но далеко не так интенсивно. Вдобавок, христианство действительно очень сильно помогает устранять недовольство и сохранять порядок. Но это не навсегда. Если ЗРИ устраивает себе кровопускание сразу, и за счет этого сможет долго сохранять стабильность, то ВРИ ждет постепенный накал страстей в важных регионах державы. В определенный момент даже христианство не будет спасать положение, и тогда восточникам придется прибегнуть к тем же вышеупомянутым мероприятиям.

Но до этого им необходимо урегулировать положение дел либо на Кавказе, либо на Балканах. Иначе «Total Penetrated» будет куда веселее, чем у западных собратьев. Впрочем, не думаю, что до этого дело дойдет. Главная проблема восстаний у ВРИ будет в том, что они мешают завоеваниям. Ситуация заставит вооруженную до зубов армию бегать от города к городу внутри своих границ, потому что протестующие будут куда сильнее, чем у той же ЗРИ. Впрочем, нет ничего нерешаемого. Просто если игрок недостаточно опытен или проворен, а проблемы Римской Восточной Империи навалятся разом, то игра превратится для него в один из кругов ада. Можно ли оттуда выбраться? Да, вполне. Но как по мне, оно не стоит затраченных нервов и времени.

Подводя итог

Ну что я могу сказать. В принципе, уже упоминал в предыдущей части, что проблемы двух сильнейших государств довольно схожи, и различаются лишь степенью сложности. У ЗРИ проблемы начинаются вместе с игрой, так как держава разваливается на глазах. Однако, быстрое подавление бунтов буквально решает все проблемы, связанные как с порядком, так и с состоянием казны. Окружающие враги слабы, сильные враги прибудут потом. Есть время и возможности для наращивания военных и экономических мышц. Пусть все выглядит довольно отчаянно, но это лишь первое время, потом будет куда проще.

А вот ВРИ, обладающая хорошей экономикой и относительно неплохим внутренним порядком, столкнется со своими бедами чуть позже, где-то в середине игры. И беды эти окажутся посильнее, чем у «братьев». Проще говоря, Западная Римская Империя решает свои проблемы сейчас, чтобы нарастить потенциал позже, а Восточная Римская Империя, наоборот, чтобы грамотно справиться с проблемами потом, должна наращивать потенциал сейчас.

Никак не могу оторваться от идеи, что две державы буквально напоминают собой Инь и Ян. Как уже говорил ранее: они похожи друг на друга ровно настолько, насколько друг от друга отличаются.

-4
Еще хочу кое о чем попросить вас, дорогие читатели. Если вам понравилась данная публикация, то обязательно поставьте лайк, чтобы система раскручивала статью дальше, а канал продолжал развиваться. Это сильно помогает как мне, так и другим интересным авторам. Особенно в нынешних реалиях Дзена, где если ты не вызываешь ажиотаж, то и писанина твоя будет висеть мертвым грузом на канале.
Еще раз огромное спасибо за ваше внимание. =)