Век плавучих маяков оказался недолог, менее двухсот лет. Их устанавливали в открытом море для ограждения опасностей. Например, в местах зарождения сильных морских течений, которыми корабли, входящие в порт, сносило к мелям и прибрежным рифам, устанавливали у отмелей рек, в местах разделения фарватеров -везде, где установка стационарного маяка была невозможна.
Плавучие маяки было принято красить красным цветом.
Официально, отцом-создателем первого плавучего маяка в мире был инженер английской маячно-лоцмарской компании «Тринити-Хауз». Он предложил оградить плавучим маяком, поставленным на «мертвый» якорь, «гуляющую» песчаную банку Nore на входе в узкий фарватер Темзы.
Так в 1732 году был уставлен первый в истории плавучий маяк. Эксперимент удался и к 1861 г. у Англии их было уже 34, у Ирландия 4. Остальные морские европейские державы не имели ни одного. Соединенные Штаты Америки к середине века имели уже не менее 40 плавучих маяков.
Франция только в 30-х годах XIX века установила 2 плавучих маяка и в России в это же время было установлено два - один на Черном море, второй на Каспии, у острова Чистой банки, в дельте Бахтемировского рукава - единственной судоходной артерии, соединявшей Астрахань с Каспийским морем.
Главным сдерживающим фактором строительства плавучих маяков, являлась дороговизна их постройки, оснащения и содержания. В те времена один плавучий маяк обходился казне в 8–10 раз дороже постройки и эксплуатации самого лучшего берегового маяка.
Однако их несомненные достоинства, это установить плавучий маяк там, где построить стационарный маяк невозможно, а их возможность «отслеживать» перемещающиеся песчаные мели и банки, перемещаясь вместе с ними, делали эти затраты оправданными.
Несмотря на успехи в строительстве плавучих маяков, они до конца своих дней не избавились от главных недостатков: ухудшения заметности огня в штормовых условиях, отрыва якорей и необходимости преждевременно убирать маяки при усложнении ледовой обстановки.
Последний в мире плавучий маяк «Сандетье», построенный в 1937 году и установленный на отмели Фландрии во Франции, названный в честь отмели, в 1980 году был снят со службы и заменен на сигнальные буи.
России последние два плавучих одинаковых маяка на кораблях « Ирбенский» и «Астраханский-приемный» были построены на верхи Финляндией в 1961-1962 годах.
Технические характеристики этих двух судов позволяли им находится в автономном плаванье 10 суток. Навигационное оборудование этих маяков состоит из светового маяка, радиомаяка и звукосигнальной установки. Свет установлен на передней мачте судна на высоте 17,5 м от грузовой ватерлинии.
Последним из двух ушел со службы «Ирбенский». Начал он свою службу в одноименном проливе и служил ориентиром судам, шедшим глубоководным фарватером в Рижском заливе. Маяк выставляли на службу в апреле-мае, а убирали в январе-феврале. После постройки стационарного маяка «Ирбенский», надобность в этом месте плавучего маяка отпала.
Новым местом службы маяка, переименованного в «Вентспилский», стало начало фарватера, ведущего к порту Вентспилс.
В 1994 году маяк отвели на базу флота в Балтийск, откуда он перебазировался в Кронштадт, где в течении 15 лет служил в качестве штабного судна дивизиона гидрографических судов.
После окончания службы последний плавучий маяк в мире был отправлен в Музей Мирового океана в город Калининград, где его можно посмотреть в любое время.
Именно здесь я его увидела и впервые узнала о плавучих маяках, а узнав об их существовании, познакомилась с историей, историей их применения и заката их жизни.
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы видеть в ленте Яндекс-Дзен мои статьи и не пропускать новые публикации! Комментируйте, задавайте вопросы!