Найти тему
Posrednik CG

Астроинженерия - энциклопедия "Кольца Дракона"

«В секторе космоса, известном под шифром «Аттала», я создал 1 (одну) метагалактику, состоящую из 549 миллиардов галактик со стандартным распределением созвездий, переменных и новых звёзд и т. п. См. прилагаемые расчёты»
Р. ШЕКЛИ «Травмированный».

Астроинженерия – рациональное, целенаправленное переустройство той части Мироздания, что для каждой конкретной и достаточно высокоразвитой цивилизации определяется границами сферы её жизнедеятельности, выходящими в космическое пространство, и её энерговооружённостью.

Применительно к современной земной цивилизации можно утверждать, что она едва сдвинулась от нулевой отметки на пути к осуществлению тех астроинженерных замыслов, которые обнаруживаются в основном  в фантастике и лишь отчасти – в футурологии.

Всё начинается с малого. Поэтому даже при самых благоприятных условиях масштабы астроинженерной деятельности землян, представленные фантастами, будут поначалу отличаться скромностью размаха: сооружение космических лифтов (А. КЛАРК «Фонтаны Рая»), возведение кольцевых орбитальных поселений (Д. СИММОНС «Илион»), строительство лунных баз. Само по себе всё это грандиозно, но в сравнении с возможностями гипотетических Сверхцивилизаций выглядит как копошение муравьёв возле их муравейника.

Настоящей строительной площадкой на следующем этапе астроинженерной деятельности станет наша Солнечная система. Источником материи могут стать полезные ископаемые, добываемые на всех планетах и их спутниках. Некоторые из астероидов из «строительного мусора»  перейдут в категорию космического транспорта (смотри статью АСТЕРОИДЫ). Персонажи рассказа А. АЗИМОВА «Путь марсиан» способны «только» пополнять водные ресурсы Марса, буксируя к нему ледяные глыбы из колец Сатурна. А в повести Г. АЛЬТОВА «Третье тысячелетие» земляне решают «призанять» материи у гиганта Юпитера, распылив значительную часть его атмосферы.

-2

В ряде фантастических произведений земляне пытаются передвинуть Землю, либо резко сместив её полюса (Ж. ВЕРН «Вверх дном»), либо изменив её орбиту (А. АБАШЕЛИ «Женщина в зеркале»). И то, и другое действие, осуществляемое  без тончайших расчётов, неумело и без малейшего опыта, иначе, как самоубийственной затеей не назовёшь.  В первом случае авантюра, к счастью, лопнула сама собой из-за технической невозможности осуществления. А изменения орбиты ожидалось от взрыва на земле пояса атомных зарядов! Из огня да в полымя…

Даже управляя силами гравитации, потребуется суметь заменить солнечный свет равносильным ему излучением одного или нескольких искусственных светил на случай резкого похолодания.  Напротив, мощнейшая тепловая защита станет жизненно необходимой в случае приближении Земли к Солнцу. Так или иначе, из нашей планеты придётся сделать гигантский корабль, управляемый и мобильный. В экстремальной обстановке не хватит времени только на проектирование, да и процесс реализации задуманного далеко не всегда идёт гладко.

В рассказе К ФИАЛКОВСКОГО «Возвращение» осуществился чей-то «прожект», в соответствии с которым Меркурий и Венера вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг общего мнимого центра вращения в пространстве.. Автор не раскрывает причины и результаты данного преобразования, показывая лишь, что оно стало возможным по возвращении космонавтов из межзвёздной экспедиции спустя несколько веков.

Р. ХАЙНЛАЙН («Меж планет») полагал, что есть смысл подтянуть поближе внешние планеты Солнечной системы. Целесообразность осуществления подобных идей может быть оспорена, но в любом случае потребуются колоссальные энергозатраты, источники которых пока не просматриваются в реальности. Другое дело – фантастика!

У В.САВЧЕНКО в романе «За перевалом» читаем: «Солнечная система устроена, с точки зрения человеческого существования, весьма нерационально. Почти вся энергия Солнца, которой хватило бы для пробуждения, развития и поддержании жизни на миллиардах таких планетах, как Земля,  без пользы рассеивается в пространстве. На самых близких к светилу планетах невыносимая жара – и с этим ничего нельзя поделать. Солнце е отодвинешь.

Но, кроме них и Земли есть ещё десяток шаров вещества, на которых могла бы развиться высокоорганизованная жизнь, если бы им перепадало достаточно света и тепла: это планеты от Марса до Плутона, а также наиболее крупные спутники их, включая и Луну. Исключение составляет Юпитер – бывшая звезда, которую раньше принимали за планету. Газопылевой шар, окружённый смертоносным радиационным полем. С ним нам пока не совладать. Но осветить, обогреть, а затем и колонизировать остальные миры в Солнечной после открытия Трассы будет целиком во власти людей».

Необходимо пояснить, что Трасса – это замкнутый караван (бесконечный конвейер) беспилотных звездолётов-грузовиков, доставляющих антивещество, обнаруженное на расстоянии около четырёх парсеков от нашего Солнца. Далее земляне получают из антивещества некий аннигилят. Сжигания двух его килограммов в секунду достаточно для того, чтобы «оживить» Уран или Нептун. Половины этой дозы хватит для Сатурна, десятой её части – для Марса. А подходящую биосферу на уже прогретом Уране  земляне создают с помощью развитой микробиологии.

-3

Итак, все планеты остались на своих местах, но где гарантия того, что так крупно повезёт с обнаружением залежей антивещества? К тому же остаются риски аварий на всей транспортно-перерабатывающей линии. Запасные пути и диспетчерские пункты всюду не настроишь…

А что же тогда по силам землянам в обозримом будущем? Отведя от Юпитера или Сатурна один из мелких ледяных спутников, например, Мимас можно сбросить его на Марс, от чего тот покроется почти метровым слоем воды.

У Марса появится более плотная атмосфера, температура на поверхности повысится.  В Солнечной системе появится ещё одна пригодная для жизни планета. Этот проект принадлежит не фантастам, а учёным (смотри главу ТЕРРАФОРМИРОВАНИЕ).

-4

На первый план выходит давняя идея К. Циолковского о космических поселениях, сначала точечных, а потом  в виде составляющих колец и сферы.

В романе Ф. ЛЕЙБЕРА «Скиталец» замысел нашего великого соотечественника воплотился, но инопланетянами, один из которых делится подробностями: «В галактике, откуда родом Скиталец, планеты расположены так густо, что они загораживают свет своего солнца для других планет – такие себе трущобы, битком набитый галактический город. И как только где-нибудь появляется лучик солнечного света, мы помещаем там планету. В этом заслуга наших инженеров.

Десятки тысяч планет вокруг каждого солнца, воздействие десятков тысяч приливных сил, гармонизация их составляет половину всех работ по гражданскому строительству. Планеты движутся друг за другом на таком близком расстоянии, что  образуют эллиптические бусы, в которых каждая жемчужина – целый мир…

Большинство планет Вселенной – искусственного происхождения. Миллиарды угасших звёзд, холодных лун, огромные массы планетарного газа послужили для них материалом».

Американский астрофизик Ф. Д. Дайсон предложил проект строительства исполинской сферы вокруг Солнца из вещества «бесхозных» планет, чтобы утилизировать всю излучаемую энергию светила. Некоторых из фантастов эта идея привлекла. Сфера Дайсона фигурирует в Солнечной системе в романе С. БАКСТЕРА «Корабли времени». Целью сооружения определены сбор, классификация и изучение Информации. Но самое удивительное заключается в том, что роль астроинженеров автор романа отвёл… несимпатичным морлокам – трудягам, придуманным Г. УЭЛЛСОМ в романе «Машина времени». Благодаря лучшим умам пролетариата морлоки выбрались из подземелий прямо в космос?

-5

Но, судя потому, что Путешественник наблюдал невероятно короткий  (искусственный!) процесс угасания Солнца, возможно, им помогали сторонние астроинженеры.

Аналогичное сооружение чужеродного происхождения найдено вблизи какой-то звезды в повести В. ГОЛОВАЧЁВА «Консервный нож», но оно оказалось покинутым и безжизненным. И вновь Сфера Дайсона, на сей раз вокруг Солнца появляется в романе Б. ШОУ «Орбитсвилль» и оказывается даром инопланетян, озабоченных, чтобы интересы землян дальше границ сферы не распространялись («Открытие Орбитсвилля»; «Судный день Орбтисвилля»). Оттого «доброжелатели», ни разу себя не обнаружив, скрылись.

-6

Со временем выяснилось, что практически неподвижные околополярные области такой сферы притянутся к светилу и упадут на него. Устойчивой получилась система в виде полусферы Дайсона (точнее, это параболоид с  солнцем в фокусе). В рассказе П. АМНУЭЛЯ «Далёкая песня Арктура» земным астроинженерам будущего удалось придать ей вращение.

-7

Идеи Циолковского и Дайсона получили дальнейшее развитие. Появились модели космических поселений в виде колец и «фонариков».

Л. НИВЕН – автор романов «Мир-Кольцо» и «Инженеры Кольца». Приключения его героев увлекательны, но наука о сопротивлении материалов неумолима. Для того, чтобы сохранить свою структуру, невероятно прочное кольцо (алмаз отдыхает!) должно иметь радиус всего в 928 километров. Следовательно, все астроинженерные сооружения типа «кольцо» или «фонарик» могут размещаться разве что вокруг звёзд, называемых «красными карликами». Пара «шапок» на полюсах «фонарика» требуется, чтобы перехватить как можно больше излучения. Вопрос об экономической выгоде строительства подобных сооружений остаётся открытым.

В романе Д. БРИНА «Небесные просторы» поверхность сферического поселения не гладкая, а фрактальная, с остриями по всей поверхности, придающими ей наибольшую площадь.

Сетуя на нерациональность устройства Солнечной системы, нет смысла в чём-то обвинять природу, не исключено, что вся совокупность планет вокруг Солнца имеет искусственное происхождение (К. САЙМАК «Строительная площадка»). Однако, если никогда не видеть домов, то котлован под фундамент покажется лишь грязной ямой, а первые постройки – спешно возводимой оградой. Непонятно, куда пропали сами безвестные инженеры? Не исключено, что они решили предоставить право достроить всё остальное зарождающейся (запроектированной?) земной цивилизации. В фантастике почему-то никого не удивляют заброшенность грандиозных сооружений или давняя запущенность транспортных терминалов Предтеч, Странников и прочих «старших братьев по Разуму» (Ф. ПОЛ «Врата»; «За синим горизонтом событий»; А. КЛАРК «Город и звёзды»; Б. КЛАРК «Завещание Джеффри» и др.).

-8

Иная ситуация в рассказе П. МАКОУЛИ  «Крысы». Астроинженерной деятельностью занялись искусственные интеллекты, порождение земной цивилизации. Они сумели добыть триллионы тонн тяжёлых элементов из ядра звезды Сириус Б, чтобы построить гигантское кольцо на близкой орбите вокруг Сириуса А. Принципиально эти искины преобразовывали только необитаемые миры, но они жестоко воевали с землянами

-9

Космические поселения не  обязательно должны обволакивать звезду, в особенности потому, что большинство звёзд нашей галактики входят в двойные или в кратные системы. Тогда поселения размещать в так называемых  точках Лагранжа, где центробежная сила и сила, с которой тело притягивается к обоим светилам, уравновешивают друг друга. Особые свойства точек Лагранжа задают и специфическую форму поселений, называемых эквипотенциальными, потому как они строятся по эквипотенциальным поверхностям гравитационно-центробежного поля. К слову, в наших самых обычных земных домах полы тоже настилаются по эквипотенциальным поверхностям, а стены возводятся по перпендикулярным к ним линиям силового поля. Форма космических поселений более замысловата, чем наши «параллелепипеды»; они отдалённо напоминают вазу без ручек (тела вращения) или разросшееся в объёме «лекало».

-10

Но для создания космических сооружений в означенных областях двойных звёздных систем необходимы веские причины. Никто не будет строить города, если их некем заселять. Но для фантастики такие ограничения несущественны (Л. НИВЕН «Реликт империи», 1966).

Видимо, всё-таки не напрасно астроинженеры облюбовали точки Лагранжа для строительства орбитальных станций поближе к Земле в трилогии М. РЕЙНОЛДСА, дописанной Д. ИНГОМ: «Лагранж-5» (1979), «Лагранжийцы» (1983), «Беспорядки в Лагранжии» (1984). В таких областях пространства  возможны и происходят контакты с инопланетянами  (Д. ЛУНАН «Человек и звёзды», 1974). Наконец, означенные регионы могут использоваться в качестве свалок космического мусора (Л. НИВЕН, Дж. ПУРНЕЛЛ «Мошка в зенице господней», 1974).

В статье «Научная фантастика и космология» (1977) С. ЛЕМ посетовал: «Мы не найдём в НФ…цивилизаций, которые благодаря астроинженерии располагают энергией сверхзвёздного порядка. НФ и понятия не имеет о том, что свойственно делать с энергией порядка мощности Солнца, если не использовать её лишь для уничтожения населённых планет».

Пожалуй, почтенный мастер был не совсем прав. Действительно, в фантастике трудно найти примеры, когда сверхзвёздная энергия не становится мощнейшим, едва ли не абсолютным оружием.  Скорее наблюдается обратная картина (Э. ГАМИЛЬТОН «Молот Валькара»); гибель планеты после удара со «Звезды Смерти» в сериале  «Звёздные войны». Условием существования одной из рас негуманоидов служит странная и необъяснимая необходимость гасить звёзды (Ф. КАРСАК «Пришельцы ниоткуда»).

С другой стороны, нельзя объять необъятное, а именно того, что пока находится за гранью человеческого понимания. Попытки заглянуть за «горизонт событий» в области астроинженерии фантастами, конечно, осуществлялись, но они обычно оказывались либо неудачными, либо обходились без особых откровений. Взять, к примеру, роман К. САЙМАКА «Космические инженеры», где в скором времени должны столкнуться две вселенные. Энергия из пятимерного пространства не пощадит никого и ничего. Миссию спасателей берёт на себя горстка землян. На помощь им приходит практически только цивилизация роботов (инженеров).

-11

Главным действом оказалось составление и решение одного сложнейшего уравнения пространства-времени. Главную и почётную роль здесь сыграла земная женщина-математик. Роботы, очевидно, получая соответствующие указания, запускали в действие какие-то магнетические трансмиттеры вкупе с геодезическим проникателем. Кульминация пришлась на самый финал произведения, к развязке, для описания которой хватило нескольких строчек, герои вольно или невольно шли, занимаясь чем угодно и постоянно отвлекаясь от основной задачи.

В рассказах А. ПЛАТОНОВА «Потомки Солнца» и «Эфирный тракт»  идейные земляне со своим максимализмом тоже  идут впереди всех в деле преобразования Мироздания. «Он подошёл к Вселенной не как поэт и философ, а как рабочий», — так писатель характеризует одного из своих главных героев. Похоже, что в 1920-1930-ых годах в отечестве нашем уже одной такой характеристики было достаточно для того, чтобы без сучка и без задоринки «преодолеть пространства и миры». Но знания не гарантируются одним лишь пролетарским происхождением, а положительный опыт в любом деле методикой «кавалерийских наскоков». Цена ошибок и переделывания такого «материала», как космос возрастает с масштабами доступных осуществлению задач.

В трилогии С. СНЕГОВА «Люди как боги» Вселенная представляет для землян подобие целинных просторов, где можно хозяйничать, как заблагорассудится или в духе строк В. Маяковского:

«Славьте меня!
Я великим не чета,
Я над всем, что сделано
ставлю «nihnl»…

Но и А. ПЛАТОНОВ и С. СНЕГОВ порой балансировали в своём творчестве на грани между утопией и антиутопией. И образы многих их героев только условно положительные. Разобраться в этой тонкости непросто, но не фантастический опыт, а элементарная логика подсказывает, что эксперименты гораздо менее масштабные, нежели вселенские, требуют к себе взвешенного подхода.

Земные астроинженеры в рассказе Д. БИЛЁНКИНА «Ничего, кроме льда» сохранили от гибели уникальную планету, безжизненный, но невероятно красивый мир. Основываясь на законах универсальной этики, учёные двух вселенных не только вовремя разглядели опасность бесконечного черпания «даровой» энергии из вакуума, но и сумели договориться прекратить опасные эксперименты (А. АЗИМОВ «Сами боги»).

-12

Мы просто не можем представить себе норм поведения, запросов и возможностей энергетических форм жизни, если таковые вообще существуют. Может быть, именно они возвели в центре нашей Галактики те загадочные конструкции, что мельком упомянуты в романе И. ЕФРЕМОВА «Час Быка». Возможно, эти конструкции обеспечивают стабильность межгалактических процессов или, например, регулируют разбегание галактик, как это представил Г. АЛЬТОВ («Порт Каменных Бурь»).

С. ЛЕМ в «Новой космогонии» объяснил кажущееся отсутствие признаков чужой астроинженерии. Мы видим Вселенную как фон для такого рода деятельности, в то время как она, Вселенная – продукт безвестных астроинженеров.

«Они там сблизили чуть ли не двадцать звезд, полторы сотни планет… окружили все это мощной скорлупой напряженного пространства. А мы в этом месте отметили на картах гигантский «коллапсар» и обходим его десятой дорогой» (А. ДМИТРУК «Ответный визит»).

Так и гул реактивного самолёта за облаками выше разумения первобытного человека.