Иногда даже проверенный контрагент подводит — срывает сроки, не привозит товар или отказывается платить за оказанные услуги. Чтобы восстановить справедливость, придётся идти в суд. Почитайте, как правильно подать иск к контрагенту, чтобы процесс не затянулся на долгие месяцы и дал результат.
А если нет времени читать всю статью, то переходите к пункту «Главное за 30 секунд», кратко пересказали в нём основные тезисы.
Чтобы не упустить новые возможности для своего бизнеса, подпишитесь на наш канал
Что сделать до того, как подавать иск
Если договориться мирно с контрагентом не удалось, то нужно готовиться к суду. Для этого придётся подать досудебную претензию. Если подать иск сразу после переговоров и не направить претензию, то суд вернет такой иск заявителю.
Есть случаи, когда направлять претензию не нужно. Если ни договором, ни законом досудебный порядок не предусмотрен, то этот этап можно пропустить. Перечень категорий дел, для которых претензия обязательна, указан в п.2 и п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18.
Лайфхак. Часто досудебная претензия помогает разрешить спор. Контрагент, нарушивший условия договора, понимает, что следующим шагом станет судебный процесс. А суд — это долго и дорого: придётся тратиться на юристов, пошлины и возможные экспертизы.
Елена Линник, юрист в сфере гражданского права: По общему правилу до обращения в арбитражный суд претензию направлять обязательно, на это указывает п. 5 ст. 4 АПК РФ. Перед тем как направить претензию, нужно собрать все документы, имеющие отношение к спору — договор, спецификации, акты, платёжные поручения, переписку сторон и т.д. Эти документы надо изучить на предмет рисков и найти слабые места. Например, если отсутствует оригинал договора или товарных накладных, перед отправкой претензии эти документы нужно у контрагента запросить. Или если на каких-либо документах не проставлена печать или подпись, то исправить это. После этого можно составлять претензию, в которой необходимо изложить хронологию дела, юридически значимые обстоятельства, и сформулировать какие действия вы ждёте от контрагента и в какой срок.
Как правильно составить претензию
Претензия составляется в свободной форме, единого шаблона нет. Главное, указать в претензии следующую информацию.
От кого и кому исходит претензия. Лучше прописать эти данные в шапке претензии — название, ИНН, юридический и фактический адрес вашей компании. И те же данные для компании-должника. Ещё укажите телефон и e-mail для связи, чтобы контрагент мог ответить на претензию.
Что требуется от того, кому направлена претензия. Укажите в претензии конкретное требование к контрагенту. Например, расторгнуть договор, взыскать убытки, выплатить долг. Также пропишите основание, по которому предъявляется требование — номер договора и пункты, которые нарушил контрагент, сумму долга и т.п.
Варианты решения проблемы и срок ответа. В претензии можно сразу прописать оптимальный вариант решения ситуации. Например, если контрагент должен вам деньги, укажите реквизиты, на которые он может перевести долг. Срок ответа указывайте тот, что прописан в договоре или установите сами, обычно это 7-30 дней.
Важно. Если планируете в иске указать несколько требований к контрагенту, то укажите в претензии их всё. Также указывайте в досудебной претензии именно те требования, что затем заявите в иске. Если в претензии просить вернуть долг, а в иске — расторгнуть договор, то суд может посчитать, что для этого требования не соблюдён досудебный порядок.
Вот шаблон претензии, её можно адаптировать под себя.
Отправьте претензию контрагенту тем способом, который указан в договоре. Если в договоре способ не прописывали, то претензию лучше направить почтой на юридический адрес компании. Сохраните почтовую квитанцию, сможете в суде подтвердить, что отправляли претензию.
Ответить на претензию контрагент должен в течение 30 дней с момента её отправления. Если ответил раньше, то ждать пока истечёт 30 дней не нужно, можно уже идти в суд. А если ответа нет, то дождитесь, пока пройдут 30 дней. Если в договоре с контрагентом прописан иной срок ответа на претензию, например, 7 или 50 дней, то он будет приоритетным.
На что обратить внимание, чтобы судебный процесс не затянулся
Если конфликт с контрагентом не удалось решить с помощью досудебной претензии, то пора подавать иск в суд. Лучше доверить эту работу юристам. Иногда ответчик намеренно тянет время и затягивает судебный процесс. Но иногда процесс затягивается из-за неправильно поданного иска — этого можно избежать.
Вот основные ошибки, которые совершают при подаче иска:
- Подали иск не в тот суд. Если должник не является предпринимателем, иск подаётся в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд.
- Нарушили претензионный порядок. Неправильно составили претензию, не приложили к ней документы, отправили не на тот адрес и т.п.
- Неправильно составили или подали иск. Забыли приложить документы, доказательства оплаты пошлины и направления иска всем участникам дела, не приложили досудебную претензию и т.п.
- Недостаточно идентифицирующих данных сторон. Указывайте все данные, которые знаете о контрагенте — название компании, ИНН/ОГРН, юридический и фактический адреса, телефоны и электронные почты.
Елена Линник, юрист в сфере гражданского права: Самая частая ошибка — это непонимание истцом того, что он хочет получить от ответчика. В таких ситуациях истец может в ходе одного процесса менять исковые требования, изменять предмет или основания иска, увеличивать или уменьшать цену иска, отказываться от части требований или добавлять новые требования. Именно поэтому важно понять, что ты хочешь от ответчика ещё на этапе предъявления претензии.
Если иск подан в упрощённом порядке, суд рассмотрит его за 2 месяца. Иски в арбитражном суде рассматриваются до 6 месяцев. Этот срок может увеличиться, если в деле потребуется провести экспертизу, а также если стороны будут оспаривать решение.
Что делать после решения суда
Если вы победите в суде, то получите исполнительный лист. Его нужно передать в службу судебных приставов. А можно сначала пойти в банк, где открыт расчетный счет должника — так будет быстрее.
Артем Швайка, генеральный директор Эклекс: Часто взыскатели в силу незнания или иных причин не реализуют своё право на обращение с исполнительным листом в банк. Такое действие должно предшествовать обращению к приставам, поскольку банки соблюдают сроки исполнения, с ними значительно проще взаимодействовать. При наличии на счёте должника денежных средств срок взыскания сокращается до двух недель. Чтобы ускорить исполнение требования о взыскании, пользуйтесь всеми возможными способами. Занимайте активную позицию при взаимодействии с судебными приставами, чаще обращайтесь к приставам за информацией о ходе производства, сообщите им сведения об имуществе должника, если они у вас есть.
Когда идти в суд не имеет смысла
Эксперты отмечают, что судебный процесс является эффективным способом взыскать с недобросовестного контрагента долг или обязать его выполнить требование. Но иногда даже суд не поможет — технически вы победите, но по факту только потратите деньги и время на процесс. Вот в каких случаях от суда можно воздержаться.
Елена Линник, юрист в сфере гражданского права: Судебный процесс нет смысла начинать, если судебный акт заведомо невозможно исполнить. Например, если мы знаем, что должник находится в процедуре ликвидации, а судебное разбирательство закончится тогда, когда уже его не будет. Или если нам известно, что имущества и денег у должника нет, и есть перспективы остаться с выигранным делом, но без денег. Во всех остальных случаях защищать свои права, конечно же, стоит.
Виктория Бондаренко, АВТ Консалтинг, юрист: Кажется сомнительной идея начинать судебные тяжбы, когда издержки, сопутствующие разбирательству, превалируют над потенциально взысканной суммой. Судебный процесс — это не только оплата работы юристов, госпошлины, экспертиз, но и большое количество затраченного времени, сил и нервов. И даже в случае победы исполнить судебное решение удается не всегда: согласно статистике Федеральной службы судебных приставов за 2019-2020 гг., приставы взыскали только около 5-7% долгов юридических лиц и около 15 % долгов физических лиц. Если у вас есть информация о неплатёжеспособности ответчика, о низкой вероятности положительного итога, представляется лучшим решением не начинать судебное разбирательство.
Чтобы избежать проблем с потенциальным контрагентом, лучше минимизировать риски заранее. Проверьте компанию или предпринимателя, с которым хотите сотрудничать, через сервис «Проверка контрагентов» от Делобанка. Он поможет распознать недобросовестную компанию или фирму-однодневку. Если контрагент прошёл проверку, то зафиксируйте обязательства документально. О том, как составить договор, чтобы контрагент вас не подвёл, мы рассказывали в этом материале.
Статья за 30 секунд
- Если мирно решить спор с контрагентом не удалось, придётся идти в суд. Сначала нужно направить ему досудебную претензию. Иногда контрагент соглашается выполнить требования уже на этом этапе, чтобы не судиться.
- Требуйте от контрагента в претензии именно то, что будете требовать в иске. Если подать иск с другим требованием, суд решит, что этап досудебной претензии пропустили и потребует это исправить.
- Если дело дошло до суда, проследите, чтобы иск подали без ошибок — так вы не затянете процесс со своей стороны.
- Если суд примет вашу сторону, то получите исполнительный лист и отнесите его в банк, где обслуживается контрагент. Это ускорит взыскание долга.
Мария Воронова
Больше таких статей читайте в Журнале про дело на сайте Делобанка