В начале 1936 года руководством СССР было принято постановление «Об учебниках истории». В объявленном в марте конкурсе на лучший исторический учебник участвовало 46 проектов. В итоге лучшей специальная комиссия признала работу Андрея Шестакова «Краткий курс по истории СССР».
В новом учебнике некоторые российские правители, кому симпатизировал И.В. Сталин, были удостоены лестных оценок защитников отечества. В их число вошёл и Иван Грозный, так как руководитель СССР полагал, что жестокая внутренняя политика, в том числе и опричнина, была эффективным способом объединения государства.
Прародина грузин ‒ Урарту
России в «Кратком курсе» отводилось ключевое место, но не обошёл своим вниманием автор и историю других народов страны. Объективной в изложении Шестакова она была далеко не всегда. Так историю Грузии сей учёный муж вёл от царства Урарту, существовавшего три тысячелетия назад. В результате в сознании советских школьников формировалось убеждение, что грузины ‒ одна из древнейших наций мира, хотя географически Урарту, этнический состав которого был более чем разнообразен, располагалось на Армянском нагорье, и об этом было хорошо известно другим историкам.
Бездоказательные перекосы в пользу грузин при одновременном принижении исторического значения армян продолжаются и на последующих страницах учебника. В кратком описании захвата татаро-монголами Закавказья автор не пожалел места подчеркнуть, что именно в Грузии, бывшей более сильным государством, нежели Армения, захватчики встретили самое сильное сопротивление. Подобное «грузинофильство» не чем иным, как угодничеством перед вождём, грузином по национальности, объяснить невозможно.
«Министерство правды» при Иване Грозном
Весьма своеобразно трактуется в учебнике тема создания первой московской типографии. По мнению Андрея Шестакова, Иван IV сделал это для того, чтобы воспитывать людей на чтении книг, увековечивающих власть царя. Тут автор без особой щепетильности переносит в далёкое прошлое реалии современных ему 30-х годов, когда большинство книг действительно служило прославлению «отца народов». В московской же типографии XVI века, прежде всего, печатали церковные и учебные книги.
Насильственное крещение туземцев
Рассказывая о покорении Сибири, Шестаков настойчиво проводит мысль о притеснениях коренных народов, среди которых насильно насаждалось христианство. Реального массового принуждения к крещению не было. Местным воеводам в действительности это было откровенно невыгодно, так как прошедших крещение на какой-то срок даже освобождали от уплаты ясака, дарили подарки.
«Бесполезная» война с Турцией
Некоторые войны, которая вела царская Россия, автор учебника называет прогрессивными, другие ‒ захватническими. В последней русско-турецкой войне смысла, по его мнению, не было никакого. Выставляя Александра II бездумным агрессором, он даже не упомянул об освобождении братского болгарского народа от векового турецкого ига.
«Боевой революционный центр»
Наконец, историк Шестаков, который в силу своей профессии призван быть абсолютно беспристрастным, в угоду властям исказил события Октябрьской революции. На сегодняшний день считается доказанным факт, что захват власти осуществил Военно-революционный комитет Петросовета, а движущей силой революционного переворота являлись большевики ‒ Ленин, Подвойский, Троцкий, Антонов-Овсеенко, а также левый эсер, руководитель ВРК Павел Лазимир, ныне практически забытый.
У Шестакова своя трактовка революционных событий. По его мнению, их координировал некий «Боевой центр», в состав которого входили Урицкий, Бубнов, Свердлов, Дзержинский и, разумеется, Сталин. Таким образом, главными героями революции были назначены только рано ушедшие из жизни или принявшие сторону Сталина большевики. Другие были попросту вычеркнуты из истории.