Немцы стремились овладеть Кавказскими перевалами.
Пришлось срочно вылетать в Тбилиси. Город выглядел, словно не было войны. Народ веселый и праздно одетый. Много молодых людей которые должны быть в армии.
Водитель пояснил, что можно спокойно откупиться от призыва. На базаре продают справки о болезни. По книгам народ воинственный, а в действительности не так. Были в стране избалованы всяческими привилегиями.
В этот момент туда же прибыло ряд генералов из Генштаба и генерал Бодин. В конце августа прибыл в Штаб округа, там уже все генералы с командующим фронта Тюленевым. Прибыл член ГОКО Берия.
Стало ясно, что штаб округа плохо владеет обстановкой и не в состоянии и организовать должного отпора противнику. Обстановка мирного времени. Словно войны и не существует.
Во всех кабинетах и приемных висят портреты бывшего министра обороны. Берия на это обратил внимание. Поинтересовался у Тюленева: «Почему нет портрета в местном туалете?». Смущенный Тюленев ответил: «Учтем». Раздался дружный хохот. Уже в течении года министром обороны был Сталин.
Было выявлено наиболее опасное направление-Клухорский и Марухский перевалы. Немцы за сутки проходили до 6 км. Сразу был отправлен для организации обороны перевалов. Получил указание самому выбрать необходимых генералов. Немцев надо было остановить. На этом совещании были грузины из ЦК, но ни одного из них Берия на перевалы не послал. На перевалах оборонять предстояло Грузию.
Генералы Добрынин и Сладкевич последовали со мной. Оба закончили академию Фрунзе. Отдельным составом выехали в Сухуми. Из Сухуми предстояло выдвигаться в горы. К нашему приезду немцы взяли Краснодар и выдвигались к Новороссийску. Немцы грамотно организовали наступление.
Только в вечеру прибыли в штаб корпуса обороняющего перевалы. Выдвинутые вперед войска позиций не подготавливали. Генерал-лейтенант Леселидзе никакой обороны не возводил и не организовывал. Он совершенно не ждал прихода противника. Разведка на перевалах не работала.
В полках большинство азербайджанцы и другие национальности востока. Войска не обучены. Бойцы трусливы и часто стремятся уйти с передовой. Много самострелов с раненой рукой. Перевалы нашими войсками не заняты. Страна уже второй год воюет...
Полная безответственность Тюленева и Сергацкова. Пришлось в срочном порядке организовывать подвоз боеприпасов и мин. Даже продуктов было мало в наличии.
Снова встреча с Берией в Сухуми. Удивил праздный вид местных жителей, словно войны нет. Там на перевалах умирают бойцы, а здесь войны нет. Грузин водитель с большим возмущением рассказывал, что немецкий бомбардировщик сбросил ночью бомбу. После этого в городе погас свет.
В штабе руководство отсутствовало. Остановились на госдаче. Пальмы и цветы вокруг. В Сухуми около Берии постоянно Тюленев и другие герои обороны. Они нагло хвастались, как быстро решают все вопросы.
Потом мне рассказали, как Буденный прибыл со свитой в Сухуми. Прибыл со своей конюшней... Председатель Президиума Абхазской АССР удостоил его теплым приемом. Гуляли всю ночь перед прибытием Берии.
Председателя сразу сняли с должности, а про бегство Буденного из Новороссийска и его неспособность командовать ушла телеграмма в Ставку. Пришлось Тюленева оставить командующим фронтом, а Буденный отбыл в Москву.
Вновь фронт и новый приказ по организации наступления.
Из воспоминаний И.А.Серова. Из книги «Записки из чемодана». Книга написана на основе дневников обнаруженных после смерти первого председателя КГБ.
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-«нравится» и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.