Найти тему

Реактивный кукурузник. Советско-польский М-15 — неудавшаяся замена Ан-2 с реактивным двигателем

Представьте себе кукурузник Ан-2 с реактивным двигателем. Скажете, что это страшная фантазия? Не спешите. Такой самолет действительно существовал, а позже на его основе был построен один из самых странных самолетов в истории авиации — М-15 «Бельфегор», совместное детище польского WSK Mielec и советского ОКБ Антонова.

М-15 «Бельфегор» в Ульяновске
М-15 «Бельфегор» в Ульяновске

Популярный самолет Ан-2 производился с 1947 года, за это время авиация значительно шагнула вперед, поэтому в 1970 году советским конструкторам была поставлена задача построить перспективный сельскохозяйственный самолет на реактивной тяге с более высокой производительностью.

Ан-2 до сих пор используется в авиации, в том числе и сельскохозяйственной
Ан-2 до сих пор используется в авиации, в том числе и сельскохозяйственной

Главным конструктором самолета стал Риамир Адамович Измайлов из ОКБ Антонова. Но к разработке и производству нового самолета советское правительство решило привлечь польских авиаконструкторов. К тому времени в польском городе Мелец выпускали Ан-2 с польскими же двигателями. Самолет было решено разрабатывать и производить там же. То ли посчитали, что поляки лучше справятся, то ли таким образом помогали дружественной социалистической стране, то ли наши заводы были заняты более важными задачами. Официальная версия: специализация в области промышленности стран соцлагеря.

Кабина М-15 «Бельфегор»
Кабина М-15 «Бельфегор»

Для проведения экспериментов на базе Ан-2 была создан самолет с названием Lala-1 от польского Latające Laboratorium — летающая лаборатория. Этот самолет, представлявший собой половину Ан-2 и облегченную вторую половину был оснащен двумя двигателями: поршневым АШ-62ИР и турбореактивным АИ-25. 26 апреля 1972 состоялся полет Lala-1 с обоими работающими двигателями. Результаты испытаний позволили построить самолет М-15.

Lala-1. Фото: airwar.ru
Lala-1. Фото: airwar.ru

Самолет М-15 имел очень необычную внешность. В некоторых статьях его даже называют самым уродливым самолетом в мире. Это биплан с небольшим фюзеляжем, непропорционально большим хвостом, баками, стоящими на крыльях.

М-15 «Бельфегор» в Ульяновске
М-15 «Бельфегор» в Ульяновске

Первый полет этого уникального аппарата состоялся 30 мая 1973 года. В серию самолет пошел в 1976 году. Всего планировалось выпустить 2500-3000 таких самолетов.

Краткие характеристики:
Размах крыла: 22,23 м
Длина, 12,72 м
Высота: 5,34 м.
Максимальная взлетная масса 5650 кг, полезная нагрузка 2900 кг.
Максимальная скорость 200 км/ч
Максимальная дальность полета 400 км.
Экипаж: 1 человек

Приборная панель и штурвал М-15 «Бельфегор»
Приборная панель и штурвал М-15 «Бельфегор»

Тут самое время посмотреть воодушевляющее видео о самолете М-15, которое я нашел в архивах Гостелерадиофонда. Этот ролик вышел в эфир 26 июня 1977 года.

На деле все было несколько по-другому. За странный внешний вид и пронзительный вой реактивного двигателя на авиасалоне в Ле Бурже в 1976 году самолет получил прозвище «Бельфегор». Так звали демона, который упоминается еще в Библии.

М-15 «Бельфегор»
М-15 «Бельфегор»

В эксплуатации М-15 оказался совсем не так хорош, как Ан-2. Он был менее вместительным, более капризным в эксплуатации, требовал более высокой квалификации пилотов. Не говоря уж о том, что М-15 был гораздо дороже чем Ан-2. Единственное, в чем М-15 превосходил предшественника — в распылении удобрений и ядохимикатов. Перспективы перспективного самолета оказались не очень радужными.В 1979 году СССР снизил число заказанных самолетов до 250, а потом и того меньше.

М-15 «Бельфегор»
М-15 «Бельфегор»

Всего за 1976-1981 годы в Польше было построено 172 самолета М-15, из которых 155 эксплуатировались в СССР. В 1983 году их вывели из эксплуатации и стали резать на металлолом. Сейчас у нас в стране осталось только 2 экземпляра М-15, один из них я и сфотографировал в музее истории гражданской авиации в славном городе Ульяновске.

М-15 вошел в историю и остается там как единственный в мире турбореактивный сельскохозяйственный биплан. А что же старичок Ан-2? Он пережил своего «реактивного сынка» и эксплуатируется до сих пор.

О музее истории гражданской авиации в Ульяновске я еще расскажу на своем канале, там очень интересные экспонаты. Ставьте лайк 👍🏻, заходите ко мне на канал о путешествиях и авиацииПодписывайтесь, чтобы не пропустить свежие материалы.