Одна читательница задала вопрос, как убедить родственников, у которых ребенок с задержкой речи, чтобы те обратились за логопедической помощью.
Я решила остановиться на этой теме подробнее, и по этому поводу вспомнила много случаев. Один из них наиболее яркий, поэтому хочу вам его описать.
Есть у меня соседка, Алла Александровна, замечательная женщина, по профессии учитель русского языка, и как она себя называет – бывший словесник. Однажды она обратилась ко мне с просьбой посмотреть и взять на занятия одного мальчика.
– Понимаете, Леночка, – так она меня называет, поскольку я ей гожусь в дочери, – мы с Петей, моим мужем, ходим к ним за молоком. У них замечательная семья: бабушка, мама и мальчик Павлик. Такие они славные. Только Павлику уже пять. Он у них очень плохо говорит. Вы бы взяли его на занятия?
– Алла Александровна, – почему вы просите за них? Кому нужен логопед, Вам или маме Павлика? Дайте ей мой номер телефона. Пусть она сама звонит и договаривается.
– Леночка, она такая стеснительная, да и денег у них мало. Я бы и сама за него доплачивала. Так жалко их. Давайте я с ней поговорю. Вы назначьте время, а они с Павликом придут.
– Алла Александровна, я конечно, могу назначить время. Но боюсь, что, при всем моем к Вам уважении, Ваши хлопоты напрасны. Я назначила время, и мы распрощались. Вечером она позвонила. Из трубки слышался радостно-возбужденный голос:
– Леночка, представляете, они придут! Они согласны! Будут у Вас заниматься!
– Хорошо, Алла Александровна. Буду ждать.
К назначенному времени я приготовилась, разложила материалы для диагностики, и села ждать. Внезапно раздался звонок, и в трубке я услышала виноватый голос моей соседки.
– Леночка, простите меня! Вы были правы! Представляете, они не придут. А я – старая дура! Отняла у Вас время.
– Бросьте, Алла Александровна. Ничего страшного. Я и сама порой страдаю от того, что бросаюсь помогать, когда не просят.
Подобные истории время от времени случаются. Кто-то очень сердобольный начинает мне присылать видео с плохо говорящим ребенком. Или при случае сообщает, что дал мой номер телефона, и мне обязательно позвонят для того, чтобы записаться на консультацию. А кто-то пытается сам проконсультироваться, и пытается на пальцах объяснить речевые недостатки ребенка. По большей части такие беседы заканчиваются ничем. Потому что люди-спасатели кидаются помогать тем, кто по разным причинам не нуждается в помощи.
И причины тут могут быть совершенно разными:
- нет денег
- времени
- желания
- понимания глубины проблемы.
Зато есть:
- страх, что на ребенка поставят клеймо
- робкая надежда, что пройдет само, подрастет и научится
- стойкое убеждение, что картавость и ламбдацизм (проблемы звука Л) никак не помешают в жизни.
Не стоит яростно разубеждать в чем-то людей, которые имеют на вещи свое устоявшееся мнение. Живите по правилу – не просят, не лезь. Помогайте тем, кто просит помощи, советуйте тем, кто просит совета. Не стоит тратить свое время и время специалистов.
С вами была логопед Елена Альбертовна Перегудова.
Ставьте 👍, если согласны.