Христианская демонология – очень интересная штука. Интересная и притом неожиданная. В частности, для нее характерно то, что на ведущие роли обычно выдвигаются персонажи, о которых в Библии говорится в лучшем случае немного, а то и вовсе ничего.
При этом те персонажи, которые отображены более-менее четко, в большинстве случаев занимают задние ряды христианской демонологии.
Не стану вдаваться в разбор причин этого явления, и просто перейду к действующим лицам. Сразу поблагодарю комментатора «Alice Medvedeva», которая, сказав, что ее архидемоническому коту Бельфегору было бы интересно узнать, чье имя он обрел, натолкнула меня на написание этой статьи, которая на этот раз будет не особо забавной, зато информативной.
Итак, Бельфегор. Начну с классики: окончательный образ этого демона сформировался, как и облик прочих обитателей ада, очень поздно. Где-то в Высоком Средневековье, этот процесс только начался, а завершился только в XVI–XVII веках.
При этом началось все это отнюдь не в недрах христианских доктрин, а в каббале. Каббала же, если отбросить в сторону всякую чушь о жидомасонском заговоре против славян и христиан, фактически является смесью европейского герметизма, гностицизма и неоплатонизма, заботливо обёрнутых в иудейскую обертку.
Разумеется, не обошлось там и без собственно иудаистических идей, но, по сути, это синкретизм, косящий под древние иудейские предания, хотя по факту он сформировался ненамного раньше христианской демонологии – не ранее XII века н. э.
К слову, о славянах, которых каббала должна закабалить, там ни слова (кто не верит – может прочесть: там всего-то три книжечки).
Именно в среде еврейских каббалистов и началась проработка образа Бельфегора. Ему досталось место ни много ни мало в десятке самых крутых демонов.
В чем его зловредность – это каббалисты толком не объяснили. Впрочем, в иудаизме зло вообще не персонифицировано. Функциями же Бельфегора стал научный дар в виде способности делать открытия и изобретать.
Считалось, что Бельфегор вообще большой изобретатель и гений механики и всевозможных технологий. Так что современную эпоху можно без преувеличения назвать эпохой Бельфегора, с которым средневековые демонологи и связывали НТП.
Нельзя сказать, что христиане слишком уж тесно общались с иудеями Европы, но кое-какие контакты были и постепенно Бельфегор стал перебираться в христианскую демонологию.
Каббалистический образ хитроумного демона-изобретателя был слишком уж привлекателен и в христианской редакции Бельфегор стал не просто способствовать изобретениям, но и искушать людей богатством, которое изобретения могли бы им принести.
Параллельно появилась нужда привязать демона к тем или иным порокам и грехам. Выбор пал на лень, что говорит о том, что христианские демонологи были неплохими психологами и понимали, что именно лень есть двигатель прогресса.
Из этого был сделан вывод, что лень, помноженная на богатство, обязательно должна привести к неразрешимым противоречиям, которые должны постичь тех, кто хочет ничего не делать и при этом разбогатеть (то, что открытия и изобретения требуют труда, при этом не заметили).
В итоге Бельфегор стал восприниматься уже скорее, как человеконенавистник и сеятель раздоров, а о его научной функции предпочли забыть все, за исключением разве что оккультистов.
Параллельно с этим стали появляться и внешние характеристики, впрочем, весьма размытые. Так некоторые демонологи утверждали, что Бельфегор – женский демон, притом весьма привлекательный, тогда как другие придавали ему облик типично демонический, смахивающий на сатира.
Теперь же, разобравшись с тем, кто есть Бельфегор в поздней каббалистическо-христианской редакции можно перейти к библейским истокам.
Надо сказать, что других истоков, кроме библейских, у Бельфегора не имеется. В тексте этой книги говорится, что он был богом моавитян, которого они называли правда, Баал-Фегор.
Слово «баал» переводится как «господин» и присовокуплялось чуть ли не к каждому семитскому божеству. Фегором же именовали гору, которая была центром культа. Так что из этого имени трудно что-то вывести, кроме того, что это был семитский бог, которого почитали в определенной местности.
Сами моавитяне по библейским слухам обретались к востоку от Мертвого моря и были соседями евреев. Помните историю про Лота, которого его доченьки напоили, чтобы получить возможность продолжить род человеческий?
Так вот считалось, что от интима между Лотом и его старшей дочерью и произошли моавитяне. Кроме моавитян, Баал-Фегора почитали и мадианитяне, обитавшие к северу от моавитян.
Как выглядел Баал-Фегор в Библии не говорится, только упоминается, что ритуальная часть была постыдной. Как это понимать, сказать сложно.
Здесь важно отметить один нюанс: Библия писалась людьми, которых условно можно поделить на два типа: историки и жрецы. Первая группа была более точна в своих словах, тогда как вторая предпочитала гипертрофированные метафоры и частенько все преувеличивала.
Хорошим примером может быть культ Молоха. Если библейские «историки» говорят о том, что частью культа было «проведение детей через огонь» (обряд инициации), то «жрецы» говорят не о проведении, а о принесении детей в жертву.
Так что, когда говорилось о постыдных и мерзких ритуалах, скорее всего, это следует понимать как нечто постыдное по умолчанию, ибо не вписывалось в культ Яхве.
Кроме этого о моавитянском Бельфегоре известно то, что этот бог привлек внимание и многих евреев, которые стали почитать его. По Библии культ Бельфегора настолько захватил евреев, что Моисей решил устранить эту проблему обычной резней, уничтожив около 24 тысяч своих соплеменников.
Заодно с этими евреями было решено уничтожить и мадианитян, за исключением девочек-девственниц, которых было решено поделить между израильтянами и перевоспитать. То, что ранее именно мадианитяне спасли Моисея от гнева фараона, было благополучно забыто.
Более о мадианитянах никто не слышал. Что касается моавитян, то они выжили и просуществовали до тех пор, пока их не ассимилировали арабы.
В заключение отмечу только одну интересную деталь: Баал-Фегор – это имя, указывающее не на личность, а на место почитания. Современные исследователи считают, что, скорее всего, настоящим именем этого бога было Хамос.
Правда, о его личности известно не больше, чем о Баал-Фегоре-Бельфегоре. Но известно, что культ Хамоса был достаточно распространенным среди израильтян, а во времена многобожника Соломона в честь него даже было построено капище.
Считается, что Соломон построил его для своих мадианитянских жен (вот ведь заботливый был муж!). Однако и после его (и жен) смерти капище не осталось без внимания, просуществовав еще несколько веков.
Разрушено оно было только в конце VII века до н. э. в правление царя Иосии. Интересно, что этот царь был иудейским фанатиком и ревностно уничтожал все прочие культы.
При этом сама библия говорит, что к тому времени книга закона Господня данная Моисеем (Тора) лежала в иерусалимском храме позабыта-позаброшена, как был заброшен и сам иудейский культ, который возродил Иосия. Культ же Хамоса был жив.
Впрочем, вражда с Бельфегором-Хамосом и другими богами, как и фанатичная преданность Яхве, самому Иосии пользы не принесли, и он погиб в возрасте 39 лет во время битвы с войском «нечестивого» египетского фараона, а Иудея признала протекторат Египта.
Впрочем, одна негативная черта ему все же досталась – лень. Это, кстати,