24 сентября 2021 г. Народный банк Китая совместно с другими ведомствами Госсовета КНР, Верховным народным судом КНР и Верховной народной прокуратурой КНР выпустил новое уведомление по борьбе с рисками, возникающими в связи осуществлением операций с криптовалютами (в терминологии самого уведомления – «виртуальными валютами»). В соответствии с новым документом любая деятельность, имеющая отношение к осуществлению сделок с криптовалютами (в том числе за рубежом), является противоправной финансовой деятельностью и должна быть запрещена. В дополнение к запрету уведомление определяет перечень конкретных мер, которые должны быть реализованы на практике и включающие запрет на оказание любых финансовых услуг для проведения сделок с криптовалютой, привлечение к ответственности организаций и физических лиц, содействующих проведению сделок с криптовалютой (в том числе – находящихся в КНР сотрудников иностранных криптовалютных бирж) и строгий контроль за распространением в интернете контента, имеющего отношение к криптовалютам.
Правовая характеристика операций с криптовалютой
В первую очередь новое уведомление дает правовую характеристику операциям с криптовалютой. Во-первых, в очередной раз подчеркивается, что криптовалюты не имеют равного правового статуса с фиатными деньгами. В соответствии с уведомлением Bitcoin, Ethereum, Tether и другие криптовалюты, которые не относятся к выпускаемым официальными госорганами, ответственными за денежное обращение, основаны на использовании технологий криптографии, распределенного реестра и подобных технологий и существующие в цифровой форме, не имеют свойства законного платежного средства, не должны и не могут использоваться в обороте в качестве денежных средств.
Во-вторых, деятельность, связанная с криптовалютами, является противоправной финансовой деятельностью. Следовательно, в соответствии с уведомлением должны быть запрещена и строго пресекаться деятельность по обмену валют (обмен фиатных денег на криптовалюты и наоборот, а также обмен криптовалют), услуги клиринга при проведении расчетов с использованием криптовалют, услуги предоставления информационных услуг и котировок криптовалют, привлечение финансирования при помощи выпуска токенов, осуществлением сделок с деривативами на основе криптовалют и другая деятельность, которая связана с незаконным выпуском денежных суррогатов, незаконным открытым размещением ценных бумаг, незаконными сделками с фьючерсами, незаконным сбором денежных средств и другой противоправной финансовой деятельностью. Если деятельность может быть квалифицирована в качестве финансового преступления, то виновные лица должны быть привлечены к уголовной ответственности.
В-третьих, к противоправной финансовой деятельности в равной мере относится оказание услуг для резидентов КНР при помощи интернета иностранными криптовалютными биржами. В соответствии с уведомлением должны привлекаться к уголовной ответственности сотрудники иностранных криптовалютных бирж, находящиеся на территории КНР, а также юридические лица, другие организации и физические лица, которые заведомо знают или должны знать о том, что данные лица занимаются противоправной деятельностью с криптовалютами, но несмотря на это оказывают им услуги рекламы, продвижения, расчетов и платежей, технической поддержки и другие услуги.
И, в-четвертых, подчеркивается, что при участии в сделках с криптовалютой существуют правовые риски: сделки по приобретению по криптовалют и деривативов на криптовалюты, противоречащие общественному порядку, являются ничтожными; все убытки, возникающие в результате ничтожности сделки, инвесторы несут самостоятельно. Если инвестиции в криптовалюты или деривативы на криптовалюты нарушают порядок финансовой системы или угрожает финансовой безопасности, соответствующие органы обязаны в соответствии с законодательством провести разбирательство и применить необходимые меры.
Организация работы по борьбе с рисками
Для координации действий и разрешения важнейших вопросов Народный банк Китая создает совместный механизм работы с Государственной канцелярией по делам интернет-информации КНР (CAC), Верховным народным судом КНР, Верховной народной прокуратурой КНР, Министерством промышленности и информатизации КНР, Министерством общественной безопасности КНР, Главным государственным управлением по регулированию рыночной деятельности КНР, Комиссией по регулированию банковской и страховой деятельности Китая, Комиссией по регулированию рынка ценных бумаг Китая и Государственным управлением валютного контроля. Совместный механизм координации работы руководит работой на территории всей страны.
На местах ответственность за выполнение работы возлагается на народные правительства провинциальной ступени (провинций, автономных районов, городов центрального подчинения). Работа по предупреждению и ликвидации рисков, имеющих отношение к операциям с криптовалютами, проводится под руководством местных органов финансового регулирования с участием местных управлений по делам интернет-информации, телекоммуникаций, общественной безопасности, регулирования рыночной деятельности и других органов.
В рамках работы создается система мониторинга и предупреждения рисков, а также механизмы межведомственного обмена информацией.
Конкретные меры по борьбе с рисками
Все ведомства, участвовавшие в подготовке уведомления, несут ответственность за выполнение отдельных мер по борьбе с рисками, имеющими отношение к операциям с криптовалютой.
Народный банк Китая и Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая контролируют соблюдение запретов финансовыми учреждениями и платежными организациями, которые не вправе оказывать услуги для операций с криптовалютами, в частности – открывать банковские счета, оказывать услуги перевода денежных средств и расчетов при осуществлении клиентами операций с криптовалютами. Финансовые учреждения и платежные организации не вправе получать обеспечение в форме криптовалютных активов и оказывать услуги страхования для соответствующих контрагентов, занимающихся сделками с криптовалютой; при выявлении подозрений в совершении правонарушений или преступлений в финансовой сфере, имеющих отношение к операциям с криптовалютой, финансовые учреждения и платежные организации обязаны своевременно информировать соответствующие госорганы.
Кроме того, органы финансового регулирования обязаны усилить работу по борьбе с незаконной финансовой деятельностью и привлекать к ответственности организации и физические лица, деятельность которых связана с криптовалютой и ведется без лицензии на оказание финансовых услуг. Если деятельность может быть квалифицирована в качестве преступления, органы финансового регулирования должны своевременно передавать собранные материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела, расследования и привлечения к уголовной ответственности.
Государственная канцелярия по делам интернет-информации КНР и Министерство промышленности и информатизации КНР обязаны усилить контроль за поставщиками информационных услуг в интернете и услуг по подключению к информационным сетям, которым запрещается оказывать услуги по созданию мест ведения деятельности, распространению коммерческой информации, рекламы и продвижения, привлечения трафика и других услуг для осуществления операций с криптовалютой. При выявлении подозрений поставщики услуг обязаны своевременно информировать госорганы и оказывать техническое содействие в проведении проверок и расследований. Органы регулирования интернет-информации и телекома обязаны по предложениям органов финансового регулирования своевременно предпринимать меры для закрытия интернет-сайтов и прекращения доступа к мобильным приложениям и компьютерным программам, имеющим отношение к осуществлению операций с криптовалютой.
Органы регулирования рыночной деятельности обязаны усилить контроль за регистрацией предприятий и рекламой: во-первых, строго запрещается использование слов «виртуальная валюта», «криптоактивы», «криптовалюта» и аналогичные термины в наименованиях и предмете деятельности предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности; во-вторых, вся реклама деятельности, связанной с криптовалютой, должна пресекаться с привлечением к ответственности за незаконную рекламу.
Министерство общественной безопасности КНР обязано руководить работой полиции на местах по борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, борьбе с зарубежными казино и незаконным использованием банковских карт, и работой по расследованию преступлений, связанных с незаконной финансовой деятельностью, мошенничеством, использовании криптовалют для легализации доходов, полученных преступным путем, азартными играми, а также незаконным сбором денежных средств и многоуровневым маркетингом, связанными с использованием криптовалюты.
Кроме того, уведомление требует усиление отраслевого саморегулирования: Китайская национальная ассоциация интернет-финансов (NIFA), Платежно-клиринговая ассоциация Китая (PCAC) и Китайская банковская ассоциация (CBA) обязаны усилить контроль внутри ассоциаций, содействовать в выполнении членами ассоциаций запретов на оказание услуг для осуществления сделок с криптовалютой и в соответствии с внутренними правилами применять наказания за нарушение законодательства и правил соответствующей ассоциации. Кроме того, отраслевые ассоциации обязаны использовать собственные возможности для мониторинга риска и при выявлении подозрительной деятельности своевременно информировать госорганы.
Заключение
Ответственность за выполнение мер, предусмотренных уведомлением, возлагается в основном на органы финансового регулирования, которые обязаны строже контролировать деятельность банков и платежных систем и своевременно информировать полицию для расследования преступлений и органы регулирования интернета/телекоммуникаций для удаления или блокирования незаконного контента или идентификации правонарушителей. Помощь госорганам в выполнении работы могут оказывать отраслевые ассоциации.
Новое уведомление применяется с момента опубликования и впервые предлагает привлекать к ответственности находящихся в Китае сотрудников иностранных криптовалютных бирж. Кроме того, правила требуют привлечения к ответственности в КНР могут привлекаться организации и физические лица, оказывающие любую техническую поддержку для сотрудников иностранных криптовалютных бирж. Сама деятельность иностранных бирж тоже признается незаконной в КНР, что по меньшей мере требует закрытия доступа к находящимся за рубежом сайтам бирж и удаления приложений для осуществления операций с криптовалютой из магазинов приложений, которые доступны для китайских пользователей.