Производство продуктов питания — та сфера, которая меньше других пострадала от ограничений, связанных с эпидемией COVID-19. Сельское хозяйство в России сегодня одна из немногих устойчиво развивающихся, а значит, привлекательных для открытия бизнеса отраслей. При этом многие начинающие фермеры, анализируя рынок, стараются ответить на два ключевых вопроса: как получить высокий урожай и каким образом его реализовать. Ответить на них помогают современные цифровые решения, создаваемые специально для агросектора. О возможности применения таких технологий рассказывает управляющий партнер торгово-информационного портала Agrisale.ru Константин Волошенюк.
Начинающие фермеры часто сталкиваются с пятью типичными проблемами. Первая из них — недостаточная осведомленность о положении дел на рынке: спрос и предложение, изменение цен на продукцию, возможности партнерства и др. Вторая — расстояния: доставка, перевозка продукции, логистические схемы. Третий важный момент — вопросы качества, надежности, доверия партнерам. Далее необходимо упомянуть проблемы с бюрократией, отчетностью, с субсидированием. Наконец, недостаточное понимание специфики экспортных операций: об этом задумываются многие фермеры, но каким именно образом нужно действовать, выходя на внешние рынки, мало кто представляет. В решении этих пяти ключевых проблем специалистам аграрного рынка могут помочь цифровые инструменты.
Наиболее перспективной моделью для агросектора представляется создание специальной интегригрующей цифровой платформы, работающей по принципу популярных на ритейл-рынке порталов типа AliExpress, eBay и т. п. Речь не идет о создании просто справочника, где можно получить нужную информацию. Аграрный сектор, а еще более конкретно — растениеводство, очень нуждается в такой площадке, где все участники могли бы обмениваться опытом, находить и сравнивать различные предложения и т. д. Именно по такому принципу создан электронный маркетплейс Agrisale.ru. Его участники — преимущественно люди достаточно молодые, недавно пришедшие в агробизнес — как раз и составляют основу того, что сегодня принято называть электронным рынком. Именно здесь у них появляется возможность оперативно получить необходимую информацию. Таким образом маркетплейс решает первую из пяти основных перечисленных проблем, информационную.
Второй момент — расстояния. Работа в формате электронной коммерции позволяет фермеру представить, где находится партнер, рассчитать стоимость доставки продукции, проанализировать транспортно-логистические схемы. При этом нет необходимости дополнительно созваниваться с контрагентом, задавать уточняющие вопросы. Возможность решения всех этих задач предусмотрена создателями цифрового портала. Особенно это важно для начинающих фермеров, как правило, не располагающих значительными свободными средствами. Таким образом они могут сэкономить на доставке продукции, что, конечно, становится очевидным плюсом для бизнеса.
Третье — вопросы качества, надежности, доверия. В этом плане платформы типа Agrisale.ru также помогают повысить надежность и прозрачность операций. Во-первых, на портале существует внутренний рейтинг, каждый фермер может поинтересоваться отзывами коллег о предполагаемом партнере. Во-вторых, предусмотрена система защиты сделок: средства поступают на счет покупателя или продавца только после того, как партнер подтвердит, со своей стороны, успешность сделки. Наконец, если мы говорим о глобальных идеях, то это возможность отслеживать происхождение продукции, ее прохождение по всей товаропроводящей цепочке.
Также платформа серьезно упрощает взаимодействие с бюрократическими инстанциями, контролирующими органами, работу с отчетностью — все это можно назвать приятным бонусом портала. В перспективе мы хотим реализовать возможность общения с иностранными партнерами, добавив опцию автоматического перевода. Именно по такому принципу работают многие зарубежные торговые площадки — почему бы не создать подобный инструмент для специалистов аграрного сектора? Это существенно упростит экспортные операции, сократит время на коммуникацию. Ведь главная задача фермера — выращивать продукцию, а не решать массу сопутствующих второстепенных проблем.
Конечно, называть электронные инструменты панацеей и полным решением всех существующих проблем еще преждевременно. Пока мы не можем полностью исключить необходимость личного общения покупателя и продавца, выезды на место для личной оценки той или иной продукции. Но со временем — в этом убеждает опыт европейского, американского и других развитых рынков — мы неизбежно придем именно к такой модели работы.