Найти тему
Надя Гаруда

ДОЛГИЙ ПУТЬ К МЕЧТЕ

Страницы из жизни депортированного народа можно описывать в томах, и они есть. Моя цель - говорить об этом через отдельные судьбы людей или отдельные эпизоды из их жизни.

(Как в рассказах "Двор, освещенный солнцем", "Проводы мужа", "Сияние будд")

Нине было 15 лет, когда началась война. Она со своей семьей жила в небольшом селе под Сталинградом. Однажды к ним попросились на ночлег двое молодых людей из соседней республики, где проживали ее земляки. Он - военный офицер, она – красавица. С собой везли большой свернутый ковер, который намеревались сбыть на рынке. Нина с восхищением разглядывала незнакомую девушку, особенно запали в душу ее украшения: золотые серьги и кольца. Они были очень красивые и довольно крупные.

Pixabay.com
Pixabay.com

- Вот бы мне такие – думала она, не подозревая, что судьба еще раз столкнет ее с этой девушкой через несколько лет.

В начале 1943 года радуясь победе советских войск над фашистами в Сталинградской битве, калмыки и не подозревали какие тяжкие испытания готовит им судьба. Отдавая свои жизни на разных фронтах, самоотверженно трудясь в тылу, мечтая об освобождении страны от врагов-фашистов, наши предки и в страшном сне не могли предугадать, что очень скоро их объявят "врагами" народа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года Калмыцкая АССР была ликвидирована. На следующий же день, 28 декабря, началась бесчеловечная депортация. В течение 24-х часов калмыцкие семьи должны были покинуть свои жилища, несмотря на возраст, состояние здоровья, отсутствие запасов еды и одежды. В основном, женщины, старики и дети (мужчины в рядах армии) - в спешном порядке были сосланы в необъятные просторы Сибири. Печальный долгий путь в холодных, неотапливаемых товарных вагонах, сопровождался массовой гибелью людей. Умирали от холода, болезней, голода и страха.

Весной 1944 г. состоялась вторая волна депортации тех, кто проживал в других регионах. Уже были высланы уроженцы Ростовской области. Неизбежность третьей волны была очевидной. Калмыцкие семьи, проживающие в Сталинградской области, были охвачены тревожным ожиданием. Единственным преимуществом ожидающих своей участи было то, что они могли подготовиться. Резали скот, заготавливали провизию, распродавали все, что могли. Семья Нины покинула свое жилище летом, вместе со всеми своими земляками.

Через два года проживания в спецпоселении Алтайского края, Нина встретила свою судьбу. Молодой офицер Николай, так же, как и другие военнослужащие разделил участь своего народа. Но юность есть юность, энергия молодости проявляется в любых ситуациях. Девятнадцатилетние Николай и Нина создали молодую семью. Это была красивая пара. Николай привел свою жену в семью, где проживал с мачехой и двумя ее дочерями. От отца не было никаких вестей.

Родная мама умерла, когда Николаю было десять лет. Известно только, что была она из знатного рода, хорошо рисовала, много читала. Очевидцы вспоминали, как отец Николая будучи отчаянным человеком, выкрал молодую жену и, отстреливаясь от своих преследователей, даже кого-то ранил. Когда он привез свою будущую жену к себе домой - весь хотон пришел полюбоваться на нее. Она того стоила. Женщин впечатляли ее наряды, особенно запомнились платья, которых у них не было и в помине. Но прожила она недолго, оставив единственного сына Николая, которому успела многое дать, а главное, тягу к знаниям.

pexels.com
pexels.com

Переступив порог дома новых родственников, Нина была немало удивлена – та девушка, которая четыре года назад останавливалась на ночлег с молодым офицером, оказалась сводной сестрой ее мужа. На ней также красовались украшения из золота. Война унесла ее жениха и теперь она проживала вместе с матерью, сестрой и братом.

Гораздо позднее Нина узнала от родственницы мужа, что те украшения, которые запали ей в душу, на самом деле должны были принадлежать жене Николая, то есть ей. Это случилось еще до того, как Николай женился на Нине. Его отец, как будто предчувствуя свою судьбу, отдал их на сохранение своей супруге – мачехе Николая, чтобы та впоследствии исполнила его волю. Также он передал золотой браслет для своей будущей внучки. Этот браслет он оставил на сохранение малолетней родственнице, поведавшей эту тайну. Однако, та, будучи несмышленой, не смогла сохранить его и обменяла на красивую побрякушку, о чем раскаивалась всю жизнь. Возможно, не дошедшие по назначению драгоценности, искупили предстоящие лишения и сохранили жизнь их истинным обладательницам.

Мачеха, властная женщина, сразу распределила роли. Все работы по дому достались молодой снохе. А родные дочери позволяли себе нежиться по утрам в постели, в то время как Нина с раннего утра хлопотала по хозяйству, а потом шла на работу. Так прошел год. Нину совсем не устраивала роль прислуги этого семейства. И в один морозный вечер она приняла решение оставить семью, о чем незамедлительно сообщила мужу.

pexels.com
pexels.com

- Ты как хочешь, можешь пойти со мной, а можешь остаться в своей семье, - сказала она Николаю. Он сделал выбор в пользу своей жены. Так, собрав их вещи в небольшой фанерный чемодан, Нина навсегда покинула этот дом. Молодой муж задержался, чтобы объявить о своем намерении последовать за женой. Эта новость совсем не обрадовала домочадцев и, уходя, Николай долго слышал за спиной плач и причитания.

Выйдя на улицу, переминаясь с ноги на ногу от холода, Нина стала дожидаться Николая. Вскоре она увидела мужа, который бежал к ней, неся в руке чугунный котелок. Так началась их новая жизнь, полная неопределенности, но зато свободная. Через год родился первенец, потом еще трое сыновей и дочь. В один из периодов их совместной жизни, Николая определили на тяжелые работы в Широклаг (строительство Широковской ГЭС), унесший жизни многих переселенцев. Некоторым, доведенным до полного истощения удалось выжить. Их «активировали» и отправляли на вольные хлеба. Николай был в числе счастливчиков, выживших и вернувшихся к своим семьям.

Пока муж отсутствовал, Нина, находясь в полном неведении, одна воспитывала своих детей, один из сыновей умер от болезни. С грудным ребенком на руках, она пережила еще один удар – умер второй сын. Родителей Нины не было в живых. Было невероятно трудно, но мир не без добрых людей. Милосердие и взаимопомощь в то время были не пустыми словами.

Однажды, сидя на крыльце очередного съемного жилья, она увидела у калитки мужчину, истощенного, еле держащегося на ногах, почерневшего от лишений.

- Нина, это не твой ли стоит там, - спросила соседка.

- Что ты, это не мой Коля, он же не такой страшный, - возразила Нина.

Она ошиблась, это оказался он, ее Николай, изменившийся до неузнаваемости.

Впоследствии, они наладили свою жизнь, стали уважаемой, состоятельной семьей. Николай, будучи грамотным, трудился бухгалтером. Нина, умеющая шить, обшивала местных женщин и модниц. У них имелся даже велосипед – символ достатка в то время. Они помогали всем, кто нуждался, о чем свидетельствовали благодарные воспоминания этих людей, уже по возвращении домой. Так продолжалось до тех пор, пока не реабилитировали калмыцкий народ и все засобирались на родину.

pexels.com
pexels.com

Уезжали с двумя сыновьями, дочерью. Двое средних сыновей навсегда остались на земле, которая на долгие (казалось бесконечные) тринадцать лет стала временным приютом для репрессированного народа. Нина была беременна шестым по счету ребенком, девочкой, которая родилась в Сталинградской области. Затем был переезд на восстановленную родину. Там же родились двойняшки – мальчик и девочка.

Начало жизни во вновь созданной республике пришлось на годы оттепели для всей страны. Под жарким солнцем малой родины оттаивали и души людей, перенесших тяжелейшие испытания. Николай окончил сначала техникум, потом высшее учебное заведение, стал занимать ведущие и руководящие посты. На Нине была большая семья, большое подворье. Но ей нравилась роль управительницы, роль Хозяина своей судьбы.

Осуществилась ее простая мечта, которую она лелеяла все эти годы - иметь свой дом, окруженный садом и любимыми цветами, в котором царят мир, спокойствие, смех детей и внуков.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Это история моих родителей. Вернее, один из эпизодов их большой жизни. Могут быть некоторые незначительные неточности, так как родители неохотно делились событиями тех лет, то ли не хотелось бередить раны, то ли был негласный запрет на эту тему. Скорее и то, и другое. Эта история воспроизведена из отдельных воспоминаний родителей, родственников, очевидцев. Судьба одной семьи – это судьба народа, это история страны. И она должна быть рассказана и услышана. Пока существует память об ушедших - они живы.