Георгий Карьев
Автор: Георгий Карьев, владелец сети кальянных и магазинов «Берлога» г.Ижевск.
Официально я начал работать с 2015 года, так что, в этом году небольшой юбилей в бизнесе. Оглядываясь назад, я понимаю, насколько колоссальна разница между тем, что сейчас есть в моей голове и тем, что было, когда я только открывал первый магазин. И сейчас я хочу поделиться несколькими мыслями, дабы предостеречь начинающих предпринимателей, особенно в нашей индустрии.
1. Считайте.
Считайте абсолютно все, что есть вокруг вас. Прежде чем запускать какую то акцию или объявлять цену на продукт, просчитайте, сколько вы с этого заработаете. Не ограничивайтесь только тем, что из расходных частей у вас есть ФОТ. Считайте вплоть до того, во сколько вам обошлась доставка. Считайте, сколько с продажи вы отдадите за аренду, коммуналку, электричество, интернет, связь, комиссию за переводы, бензин, печать рекламной продукции, антисептики, бытовую химию. Считайте все! Для чего это нужно? Хотя бы для того, чтобы не вести бизнес «по удмуртски» (объясню этот термин, я заметил вчера, что на меня подписаны ребята из других городов. Смысл бизнеса «по удмуртски» — демпинг. Не обоснованная экономически товарная выгода, не УТП, а просто желание получить гостя путем демпинга конкурентов) Попробуйте посчитать, во сколько вам обходится продажа одного продукта. Надеюсь ,вы что то переосмыслите
2. Прежде чем ставить себе новый продукт на полку, подумайте о маркетинговой поддержке со стороны производителя.
В первую очередь, это касается кальянной индустрии, хотя, что то мне подсказывает, что это везде так. Если производитель не вкладывается в рекламу, маркетинг, то вы не докажете потребителю, что надо купить именно этот продукт. Ему проще купить то, что у него на слуху, то, что он где то краем глаза видел.
Давайте представим. Вы такой счастливый, вы первым у себя в городе приобрели классный продукт(по вашему мнению), вы с ярко горящими глазами поставили его на полку, попробовали, вы начинаете говорить о нем своим гостям, они конечно, соглашаются, берут его. Приходят в следующий раз, вы опять рассказываете об этом продукте, а в глазах гостя возникает уже некое сомнение, а стоит ли, а надо ли? а зачем мне брать то, о чем я нигде не слышал? И так постепенно гаснет ваш энтузиазм, гаснут продажи и в итоге продукт пылится на полках. А ведь это ваши замороженные деньги, причем, чаще всего, нужные вам деньги. Так что, надеюсь ,вы что то переосмыслите.
3. Не бойтесь менять поставщиков.
Понятно, что есть человек, с которым вы сотрудничаете очень давно. У вас партнерские отношения, он дает вам возможность отсрочки, однако, мир не стоит на месте. Оглянитесь вокруг, я уверен, что за последние пару лет появились компании, которые дают нечто большее, чем просто товарные отношения. Компании, которые дают дополнительные знания по тому продукту, который вы у них закупаете.
Это могут быть и мастер классы, это могут быть и амбассадоры( привет, Satyr!), это могут быть целые школы по обучению( привет, Burn!), это могут быть курсы от компании, у которой вы закупаетесь. Техники продаж, способы забивки, фишки и секреты по сервису, да все, что угодно. А самое главное, у молодых компаний горят глаза. Они цепляются за каждого клиента, они хотят занять свое место на рынке. И поверьте моему опыту, те заведения, с которыми у нас завязались прочные деловые отношения, ни разу об этом не пожалели. И я уверен, что молодые компании всегда пойдут вам навстречу, а самое главное, будут ценить вас, и дорожить вами. и соответственно, сделают все возможное, дабы повысить ваши продажи, ведь они заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, а не просто в факте продажи.
4. Осознайте себя, как владельца.
Посмотрите на свой магазин, заведение, сеть заведений. Именно ВЫ это создали, именно у Вас в голове появилась эта идея, именно у Вас работает команда. даже не так, именно НА Вас работают сотрудники. И Вы можете говорить им, как это должно быть.
И да, оказывается, можно заставлять людей работать, и да, люди будут это делать, потому что а)разделяют общую цель и понимают,что это нужно. б) учатся у вас и набираются опыта. в) получают за это бабки Однако, не перегните палку, не превратитесь в тирана.
5. Планируйте.
Представляете, оказывается весь мир вокруг планирует, выстраивает стратегию. И да, можно ставить планы продаж. И да, это будет выполняться. И да, если это не выполняется, значит, нужно устранять причины. Если не планировать, то вы будете плыть по течению. О, круто, сегодня выручка 100 000, ох, печаль, а сегодня всего 3000. Ну да ладно. Не забывайте, Вы это создали, а значит, Вы видите дальше, Вы находитесь на шаг впереди. И только Вы понимаете, куда вы идете и должны придти. Осталось понять, КОГДА вы должны туда придти. И тут стоит задуматься, а стоит ли держать в команде Васю, у которого сегодня нет настроения, поэтому он не делает дополнительных продаж, или Петю, который считает, что гости не будут покупать этот кальян, потому что это дорого. Причем «дорого» в голове у Пети. Значит, нужно отладить все эти процессы, чтобы ничего не мешало вам идти к цели. Но это тема отдельного поста
6. Осознай себя, как руководителя.
Вокруг Вас есть люди, которым импонируете вы, как лидер, которые разделяют вашу идею и цель, поэтому нужно с ними взаимодействовать. Нужно искать себе людей, которые разбираются в чем то лучше вас. Они лучше вас умеют считать деньги, лучше вас разбираются в бизнес процессах, они лучше вас умеют оптимизировать процесс строительства новых заведений, они лучше вас разбираются в смм и таргете, они лучше вас фотографируют или снимают видео, они лучше вас управляют людьми, в конце концов, они лучше вас умеют продавать, забивать кальяны и делать напитки. Но вы — ядро, вы тот человек, который собрал их вокруг, поделился своим мировоззрением и показал цель, к которой нужно идти. Вы смогли это сделать. Осталось сделать теперь, чтобы каждый из них максимально продуктивно выполнял свою функцию. Вы с этим справитесь, я в вас верю!
7. И последний совет. Кайф от того, что ты делаешь, должен меняться соразмерно твоему развитию. Поясню. Изначально, я кайфовал от того, что могу пробовать разные табаки, курить кальяны.Потом я кайфовал от того, что получилось сделать крутой сервис в заведениях, от кальянных и чайных мастеров, которые умеют делать продукт. Потом я кайфовал от того, что получилось создать атмосферу, в которой кайфуют люди. Потом я кайфовал от того, что открывались новые точки, от того, что все это масштабируется. Сейчас я кайфую от понимания процессов, которые происходят вокруг. Я кайфую от того, что управляющая компания создает стандарты, от того, что эти стандарты внедряются среди сотрудников, от того, что благодаря этому кайфуют люди. Найдите свой кайф! Особенно сейчас, в это непростое время.
#кальянный бизнес #кальянные #кальянная #кальянный магазин #обучение #сервис #предприниматель #бизнес