В прошлой статье "Что за народ русь, который дал имя Русской земле?" я начал рассматривать историю древнего народа русов (росов).
Напомню, в статье я указывал, что "Повесть временных лет" (ПВЛ), с одной стороны, говорит, что в 6370 (862) году племена чудь, словене, кривичи и весь пошли за море к варягам-руси, призвали их на княжение, те согласились с предложением, пришли править, а вместе с тем, дали имя земле - "Русская земля".
С другой стороны, та же ПВЛ упоминает: "В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград". Здесь понятие "Русская земля" упоминается еще за 10 лет до призвания варягов, о чем говорится в первом фрагменте. Значит, впервые от имени народа русов "Русской землей" стали называть вовсе не земли призвавших их чуди, словен, кривичей и веси, а собственно исконные земли народа русь, а уже затем это название распространилось на Русь как древнерусское государство.
Поэтому далее термин "Русь" далее я буду использовать безотносительно к древнерусскому государству в привычном историческом понимании, но как государству или территории, подвластной русам пока бесприменительно к их этнической принадлежности.
Первое упоминание Руси в западно-европейских хрониках
Кстати, упоминание Руси в связи с походом на Царьград в 852 году – не самое раннее упоминание о Руси.
"Бертинские анналы" - франкская историческая летопись – упоминает, что в 839 году к Людовику I прибыло посольство византийского императора Феофила с целью подтверждения мирного договора и вечной дружбы. С этим посольством Феофил прислал еще неких людей, утверждавших, что они из народа (gens) рос (Rhos, что есть точная латинская транслитерация греческого Ρῶς, как, вероятно, именовались послы в письме императора Феофила), и что их король (rex), именуемый хаканом (chacanus), направил их, как они уверяли, ради дружбы.
Русский каганат
Здесь обращает на себя внимание, что правитель росов именуется тюркским титулом кагана. Это может указывать на близкий к тюркоязычным кочевникам образ жизни росов. Может указывать на подчиненное верховной власти хазар или булгар положение правителя росов. Но может указывать и на то, что незнакомые с викингами византийцы заменяли скандинавский титул "конунг" на созвучный, более привычный и знакомый им титул "каган".
Но Киевский митрополит Иларион даже в середине XI века в "Слове о законе и благодати" называет каганом как Владимира, так и его сына Ярослава: "похвала кагану нашему Володимиру от него же крьщени быхомъ". Примечательно, что больше каганом ни одна летопись ни одного русского князя не называет.
Однако даже такие обрывочные факты о русских каганах легли в основу теории о существовании в IX веке на Дону и южном Поволжье Русского каганата.
Древние русы – это не роксоланы
Это где-то согласуется в бытовавшей в польских хрониках и русских летописях XVI-XVII веков версией происхождения русов от сарматов. В "Синопсисе" (чуть ли не признанном учебнике по истории второй половины XVII века) писалось: "От тех же Сарматских и Славянороссийских осад той же народ Росский изыде, от него же неции нарицахуся Россы, а иныи Аланы, а потом прозвашася Роксоланы, аки бы Росси и Аланы…".
Этой версии, кстати, придерживались В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов. Д.И.Иловайский доказывал славянское происхождение и южной локализации племени русов, которых он возводит от роксолан, считая последних славянами.
Однако современные данные не позволяет признать роксолан праславянами из-за лингвистических различий славянского и иранского языка аланов. Показано, что происхождение славян и русских не связано с ираноязычными народами, поскольку их языки относятся к разным ветвям индоевропейской языковой семьи.
Если не удается провести параллели существования на Дону и южном Поволжье основанного роксоланами Русского каганата, обратимся к арабским источникам.
Но об этом в следующих статьях.