Найти тему
Азвука - теория звука.

Динамики в машине должны быть только спереди. Так ли это?

Наверняка вы сталкивались с такой точкой зрения - если вы хотите качественный звук в авто - вам не нужны динамики в задней полке, в задних дверях. Достаточно нормального фронта: низкочастотного динамика в передней двери и сч/вч динамиков в уголках зеркал или на стойке. Ну, и может быть, сабвуфер в багажнике, куда ж без него:)

Еще, вч иногда устанавливают в торпедо.
Еще, вч иногда устанавливают в торпедо.

Почему именно так? Если вы не беспокоитесь о том, что "задним пассажирам не слышно же будет!" - зачем вам могут понадобиться тыловые динамики?

Практически все грамотные акустические системы, сделанные с упором на качество звука, сконструированы по схожим принципам - динамики расположены перед слушателем, за каждый частотный диапазон отвечает один тип динамиков. "Вы же не слушаете концерты, стоя спиной к сцене" - этот аргумент я встречал наиболее часто:) Разве что самый низ идет из багажника, эти частоты отыгрывает саб. Все равно мы не локализуем источник настолько низких частот, поэтому появляется возможность оптимизировать расположение самого большого элемента акустики.

Более высокие частоты исходят из мидбасов с низу двери, сч/вч из соответствующих динамиков, расположенных максимально высоко, в прямой видимости, прямо перед слушателем. Именно такая концепция позволит получить максимально точный и чистый звук.

Динамик в двери. Такой же стоит и в задней.
Динамик в двери. Такой же стоит и в задней.

Это выглядит вполне логично. Если бы диапазон (например) 100-5000Гц играл динамик в водительской двери, динамик в задней двери и блин в задней полке - согласитесь, довольно сложно было бы заставить эту троицу играть слаженно и согласованно. Как бы мы воспринимали такой звук? А еще ведь другой борт есть, и там тоже звучат три аналогичных динамика!

Крайне важный момент!

Системы с упором на качество и с фронтальным расположением динамиков обычно оснащены звуковым процессором, с помощью которого можно задержать сигнал каждого из динамиков на определенную величину. Эта задержка позволяет получить ощущение, что водитель сидит в центре звуковой сцены, хотя физически это не так.

Но что делать, если вы хотите максимально приблизиться к качественному звуку, но в ближайшее время процессор и задержки в системе не ожидаются? Стоит ли выстраивать динамики спереди и отключать блины в полке и динамики в задних дверях?

В этом случае ответ уже не столь однозначен. Дело в том, что без процессора, без задержек получается довольно странный звук.

Вы сидите заметно ближе к левым динамикам, и даже если выровнять громкости левого и правого борта - звук корректным от этого не станет. Будет заметная разница в приходящем сигнале от левого и правого канала, и легкое "двоение" звука - это наименьшая из проблем) Задержка одного из каналов приводит к фазовым проблемам, и на некотором диапазоне частот каналы могут реально играть в противофазе. Это воспринимается на слух довольно не приятно.

К этому можно привыкнуть, и на это легко перестать обращать внимание. Но получать удовольствие от звука в таких условиях - почти невозможно.

Если у вас система сделана по канонам качественного звука (но без задержек), где динамики расположены спереди и за каждый частотный диапазон ответственен один тип динамиков - этот эффект будет максимально выражен. Слушать такую систему, при этом получая удовольствие от звука - решительно не возможно:)

Потому что звук довольно чистый, разделенный, и при этом с ощутимой задержкой, различной у разных динамиков.

Как быть?

Если вы не планируете использовать процессор и задержки (или если у вас не МакларенФ1) - не нужно строить из себя приверженца ЭсКью систем:) Динамики в полке и в задних дверях могут сделать звук в вашей машине более слушабельным!
Дело в том, что большое количество источников звука создает равномерную кашу из звука в салоне. Такой "массив" звука может восприниматься ярко и очень жирно, эффект от неправильного расположения относительно динамиков становится менее сильным и менее критичным.

Конкретный пример!

Вот так выглядит импульс довольно плохонькой домашней колонки с точки прослушивания. Импульс - это то, как акустическая система показывает штрих: сигнал с максимальной амплитудой, минимальный по времени.

Вместо одного явного пика мы получили частокол из всплесков и провалов, которые утихомириваются к половине миллисекунды.
Вместо одного явного пика мы получили частокол из всплесков и провалов, которые утихомириваются к половине миллисекунды.

Но, несмотря на несовершенность этого импульса, он вполне определен, видно где он начался, где закончился.

Что происходит в салоне автомобиля? Штатная акустика, 4 широкополосных динамика, 2 пищалки.

Измерение с места прослушивания (водительского места) выглядит вот так:

Тут даже не понятно, где должен быть исходный импульс. Угадываются только левая и правая пищалки, остальное - просто хаос:)
Тут даже не понятно, где должен быть исходный импульс. Угадываются только левая и правая пищалки, остальное - просто хаос:)

Да, вот примерно так выглядит каша из звука:) При этом на слух звук воспринимается вполне нормально! Особенно, если не загоняться по всяким аудиофильским штукам. Конечно, звук очень скруглен, сглажен, но если не знать, как звучит оригинал и сильно не вслушиваться - можно и не заметить подвоха) Особенно, в пути.

Зато! Такая концепция звука позволяет слышать плюс-минус одинаковый звук в любой точке салона. Если что, качественный звук с задержками и процессором - это настройка звуковой сцены на одного человека в салоне, более того - на одну конкретную точку. Перенастроил сиденье - неплохо было бы перенастроить и акустику:)

Противофазные эффекты не так заметны, они почти не мешают восприятию. Потому что у вас не пара несогласованных источников, а целых 6:) Часто даже больше. Мозг даже и не пытается определить, что откуда играет, а просто воспринимает этот массив звука. Удобно.

Так что, если вы начитались форумов и повыдергивали лишние динамики - внимательно прислушайтесь к своим ощущениям - не стал ли звук хуже? Блеклым, неприятным, противофазным. Качественный звук звучит немного не так:) А если у вас еще и саб в багажнике, да все без задержек - это определенно ужас. Задержка самого большого, тяжелого динамика, который сам по себе обладает максимальной ГВЗ, так еще и расположенный максимально далеко - к ней привыкнуть невозможно. Зато слышно явно.

ЭсКью акустика в машине - это дело комплексное. Выполнить один пункт и пропустить пару других - не получится.