Продажа природного газа является основным источником доходов для туркменской экономики. Двумя наиболее крупными покупателями туркменского природного газа являются Китай и Россия, но Пекин существенно опережает Москву в объемах закупки голубого топлива у Туркменистана.
Так, за последние десть лет Ашхабад поставил в Поднебесную более 252 млрд кубометров природного газа, что делает Туркменистан крупнейшим поставщиком природного газа в Китай.
На первый взгляд, такие огромные объемы поставок голубого топлива в Китай должны позволить Туркменистану за счет вырученных средств не только покрывать внутренние потребности, но и активно вкладываться в проекты по развитию транзитных возможностей для расширения географии своих поставок.
Однако тут не все так просто. Подробности про условия газового контракта между Туркменистаном и Китаем содержаться в строгой тайне по требованию китайских заказчиков. Но, мы попробуем в них разобраться.
В конце нулевых годов Китай заключил с Туркменистаном долгосрочный контракт на поставку природного газа в обмен на финансовые инвестиции в нефтегазовый сектор республики. Согласно контракту, Пекин выделил несколько многомиллиардных кредитов Туркменистану для строительства новых газоперерабатывающих комплексов и усовершенствования транспортных возможностей. Детальные условия предоставленных кредитов не разглашаются, однако известен тот факт, что Ашхабад должен расплачиваться по своим долговым обязательствам в натуральном виде, а точнее в виде поставляемого природного газа в Китай.
Тема обсуждения газового контракта с Китаем в Ашхабаде считается запретной для официальных лиц, но в последнее время, ряд крупных государственных деятелей из нефтегазовой и финансовой сфер Туркменистана, на условиях анонимности, начали планомерно поднимать данную тему в информационном поле республики.
Туркменские чиновники говорят, что Китай по факту обманул «выгодными» финансовыми кредитами Ашхабад, и теперь страна попросту не видит финансовых средств от продажи природного газа поднебесной.
В частности, они утверждают, что Туркменистан уже давно должен был расплатиться со своими кредитными обязательствами перед Китаем, однако условия заключенного контакта не позволяют это сделать, и по факту Пекин посадил Ашхабад на финансовую иглу, где единственным выгодоприобретателем является поднебесная.
Таким образом Китай полностью контролирует развитие нефтегазовой отросли в Туркменистане, что позволяет ему корректировать данный процесс в выгодном для него направлении.
Туркменские чиновники привели сравнение газового контракта с Китаем, где полученные средства просто растворяются, с газовым контрактом с Россией, где Ашхабад получает возможность не только прямой продажи своего газа в Россию, но и использовать ее территорию для транспортировки своего газа на европейский рынок.
Тем самым туркменская политическая элита постепенно отходит от китайской эйфории и начинает реально оценивать ситуация, понимая, что Пекин попросту создал такие условия, в которых он получает туркменский газ практически бесплатно. На фоне таких реалий туркменское руководство начинает задумываться о целесообразности продолжения такого сотрудничество с Китаем, и в альтернативу этому рассматривает возможность углубление прозрачных партнерских отношений с Россией, где данное партнерство будет в равной мере выгодно обоям сторонам.